Анализ реализации законов 69-ФЗ и 34-ФЗ в регионах Российской Федерации (2011-2012 г.г.)

Марценюк С.В.Докладчик: Марценюк Сергей Васильевич, заместитель председателя Правления Ассоциации «Национальный Совет такси», исполнительный директор Некоммерческого партнёрства «Объединение автомобильных перевозчиков Тульской области» 

II Всероссийский съезд таксистов (г. Санкт-Петербург 24-25 августа 2012 г.)  

[Скачать презентацию]

 

Уважаемые коллеги!

 Тема моего выступления – анализ реализации 69 и 34 –фз в регионах РФ. В начале доклада я приведу количественные показатели процесса реализации законов о такси. Эти данные собраны и обобщены аналитическим отделом Национального Совета Такси (НСТ), который начал свою работу в октябре 2011 года, сразу после принятия решения на I Всероссийском съезде таксистов о его создании. Затем кратко проинформирую о том, как процесс реализации закона проходил в некоторых регионах.

 На первой диаграмме обобщена информация о том, как принимались региональные законы, регламентирующие деятельность такси. Она привязана к этапам вступления в силу принятого в апреле 2011 года 69-ФЗ. Динамика

 С 1 сентября 2011 года законом запрещается вести деятельность такси, без разрешений.

 А с 1 января 2012 года вступали в силу поправки в КОАП, вводящие штраф за работу без разрешения и за использование атрибутики такси.

 Как  видно на диаграмме, на 1 сентября 2011, региональные законодательные акты были приняты только в 44 субъектах Российской Федерации. На 1 января 2012 года не было региональных актов в 7 субъектах. А в двух  субъектах Федерации - Ингушетии и Якутии, региональные акты не приняты до сих пор! Соответственно разрешения там не выдаются.

 Хочется, чтобы представители федеральной исполнительной и законодательной власти обратили внимание на данную проблему. Наверное, необходимо как-то более жестко регламентировать приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным и предусмотреть ответственность за нарушение сроков. Несвоевременное принятие законодательных актов в некоторых регионах приводило, да и приводит к напряженности, к массовым нарушениям закона. Об отдельных фактах я расскажу позже.

 Собрана и обобщена информация о стоимости выдачи разрешений. Максимальная стоимость в Карелии – это 3370 рублей. В более чем 20-ти регионах разрешения выдаются бесплатно. Собственно говоря, со сбора данной информации и начал функционировать аналитический отдел НСТ. 

Перейдем к количественным показателям. Таблица 2 - Общее количество выданных разрешений. Количество выданных разрешений

Данные собирались из реестров, выложенных уполномоченными органами в открытый доступ. Всего на 20.08.2012 в РФ выдано 213.184 разрешения из них 2184 на настоящий момент не действующих (погашенных). Данные две цифры говорят о следующем:

1.                Процесс легализации находится ещё в самом начале пути. Разрешения получили только 10-15% от тех, кто занимается деятельностью такси.

2.                Предсказываемой некоторыми массовой сдачи разрешений пока не наблюдается. Хотя есть информация, что не все уполномоченные органы правильно учитывают возвращенные разрешения, а кое-где их и не принимают совсем.

 Более интересно будет взглянуть на данную информацию в виде, отсортированном по количеству выданных разрешений - таблица 3.  

На первом месте находится Москва, что не удивительно, далее Московская область. Не буду перечислять, каждый может сам найти свой регион в этом своеобразном рейтинге.

 Хочу отметить, в докладе приводится много достаточно ёмких таблиц. Для более подробного изучения они будут размещены на сайте съезда. А в дальнейшем на страничке аналитической службы сайта НСТ.

Лидерство мегаполисов и регионов с большим количеством населения вполне понятно. Поэтому для того, чтобы картина эффективности работы региональных властей была более реальной, подготовлена следующая таблица 4 . Это рейтинг регионов, но не по валовому числу выданных разрешений, а по количеству разрешений на 1000 жителей региона. И тут мы видим, что картина получается несколько иная. Москва уже находится на 30-м месте, а Санкт-Петербург на 50-м. 

 Конечно, как и любые оценочные критерии, данные цифры не являются стопроцентным показателем эффективности работы. Например, нахождение на первом месте Калужской области объясняется тем, что там изначально массовым образом выдавались разрешения по договорам лизинга между физ. лицами. А в последующем уполномоченный орган не производил аннулирование выданных разрешений по заявлению перевозчиков. Но в целом картина достаточно точно отражает ситуацию.

От количественных показателей, перейдём к качественным. Для подробного изучения нами было выбраны 30 регионов. Критериями выбора были - качество, актуальность и доступность выкладываемых уполномоченным органом реестров. В таблице 5 представлены итоги анализа. В ней посчитаны количество перевозчиков, получивших разрешения и отдельно выделена группа перевозчиков получивших разрешение только на одну машину. С большой степенью достоверности можно считать, что это в основном так называемые самозанятые перевозчики.

 Самозанятым мы называем такого перевозчика, который в одном лице является и предпринимателем, и собственником машины, и водителем. 

Более наглядно информация из представленной таблицы отображается на Диаграммах 2 и 3. На диаграмме 2 мы видим, что доля этих самозанятых перевозчиков составляет 80% от общего числа перевозчиков, занимающихся деятельностью такси. А на диаграмме 3 представлен расчет среднего размера таксопарка. В этом расчете участвовали только те перевозчики, которые получили более одного разрешения.  

 

Какие из этого можно сделать выводы?

1. При разработке региональных законов и других нормативных актов нужно учитывать, что большинство в данной отрасли - самозанятые предприниматели или небольшие таксопарки!  Именно из-за этого и возникли проблемы с исполнением 69-ФЗ, который был ориентирован на крупные таксопарки. И его пришлось корректировать. В принципе у нас практически все транспортное законодательство ориентированно на предприятия, с наёмными водителями и совершенно не учитывается такой значительный участник данной деятельности как самозанятый предприниматель. Я думаю, мои коллеги в последующих выступлениях более подробно расскажут о данной проблеме.

2. Организовать и проконтролировать такое огромное количество субъектов предпринимательской деятельности штатными силами уполномоченных органов и других проверяющих структур физически невозможно. В среднем по России штатная численность уполномоченного органа не превышает 3 человек - таблица 6.    Без должного контроля любые законы превратятся в профанацию. Для разрешения данной ситуации необходимо стимулировать создание Некоммерческих организаций (НКО) перевозчиков и развивать добровольное саморегулирование. 

Завершить аналитическую часть доклада, я хочу Диаграммой 4.  

 

Как я уже говорил, мониторинг ситуации производится постоянно с ноября 2011 года. Здесь представлено как ситуация с получением разрешений развивалась в динамике. Как мы видим, основные всплески в получении разрешений наблюдаются в моменты вступления в силу частей закона связанных с контролем деятельности. Что в очередной раз подчеркивает важность контрольных мероприятий. К сожалению как раз в части контроля исполнения закона результаты можно признать неудовлетворительными. 

Перейду ко второй части доклада, в которой расскажу, как в регионах РФ происходил процесс упорядочивания деятельности такси.

Начальный этап внедрения можно охарактеризовать как период бездумного нормотворчества региональных властей. На основе принятого 69 закона были приняты во многих регионах непродуманные, перегруженные необоснованными требованиями и не учитывающие специфику регионов законы. Приведу несколько примеров. В Краснодарском крае для получения разрешения необходимо было предоставить более двадцати документов, многие в оригинале. Несмотря на то, что предусматривается выдача разрешения на автомобиль, требовали данные водителей. Более десяти регионов внесли в местные законы требование о введении единого цвета для такси. Устанавливались запредельные сроки выдачи разрешений, вплоть до 45-ти суток в Красноярском крае. В Ярославле были попытки запретить использование магнитных наклеек с шашечным поясом. Данная ситуация привела к активизации протестных настроений и началу создания в регионах профессиональных сообществ перевозчиков. 

В августе 2011 года был проведён 1-й Всероссийский съезд таксистов, на котором тщательным образом рассмотрены все  проблемные вопросы и выработаны предложения по внесению корректировок в 69 закон. О результатах более чем полугодовой работы и принятии закона 34-ФЗ, который позволил многим перевозчикам работать легально, уже говорилось раньше, и, думаю, ещё будет сказано. Статистика показывает, что после принятия поправок количество полученных разрешений увеличилось на сто тысяч. 

Ещё хочется рассказать о периоде вступления в силу поправок касающихся штрафов. Здесь так же были отличившиеся регионы. Белгородская область, например. Региональный закон принят в конце декабря. По этому закону срок выдачи разрешений был установлен 20 дней. А с 1-го января сотрудники ГИБДД начали составлять протоколы на перевозчиков, ставшими нарушителями не по своей воле. Вмешательство оперативного штаба НСТ, смогло остановить данную абсурдную ситуацию. 

Этап проверок и контрольных мероприятий показал неподготовленность и неспособность уполномоченных органов и других проверяющих структур действенно повлиять на ситуацию. По собранным нами данным везде проверки носят поверхностный характер и затрагивают только легальных перевозчиков! В настоящий момент считаю это наиболее острая проблема. И именно отсутствие механизмов контроля ставит под угрозу дальнейшую реализацию закона о такси в РФ. 

Надеюсь, в последующих выступлениях будут выдвинуты предложения для наших законодателей и для исполнительной власти как оперативно исправить сложившуюся ситуацию. И они будут услышаны и претворены в жизнь! Как это получилось с предложениями, озвученными на первом съезде!


  taxilife в twitter 


 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru