Такси как зеркало экономики

Инвестиционный климат в стране начинается с такси. Именно из опыта общения с таксистами складывается мнение о стране любого приезжающего в эту страну бизнесмена. Если он видит порядок на самом элементарном уровне, это вселяет уверенность в будущем.

Ерлан ОспановЕрлан ОСПАНОВ, генеральный директор инвестиционной ГК «Верный Капитал»

Но такси – это не только витрина, это еще и отражение экономики. Какой вывод о казахстанской экономике может сделать иностранный бизнесмен, прилетевший в международный аэропорт Алматы? Скорее всего, что это экономика контрастов: с одной стороны, есть таксопарки, причем некоторые очень современные, – значит, есть цивилизованный рынок; с другой стороны, их опережают «бомбилы», олицетворяющие собой «дикий» рынок – непонятный и опасный.

Совсем другое впечатление складывается у бизнесмена, прилетающего, скажем, в Нью-Йорк. Если его никто не встречает, он идет к стоянке yellow cabs и едет по нужному адресу. При этом гость понимает, что это официальное такси, водитель подчиняется определенным правилам, его контролируют, что подтверждает лицензия, которая висит в салоне автомобиля на самом видном месте. В Нью-Йорке более 13 тыс. кэбов, и никто не говорит, что там слишком много такси. Потому что их столько, сколько необходимо, – рынок все регулирует.

В этом, мне кажется, ключ: система должна быть саморегулируемой.

Конечно, я не могу не приветствовать появление у нас современных таксопарков с комфортабельными машинами и прекрасным сервисом. Но мне кажется, это тупиковый путь. Потому что слишком много зависит от внешних факторов. Прежде всего он решений чиновников – от желания администрации аэропорта наводить порядок, от величины подоходного налога, от личной заинтересованности чиновников в успехе того или иного предприятия и тому подобного.

На мой взгляд, проблема решается не созданием новых таксопарков, а переводом всего частного извоза на рельсы лицензирования. Все таксисты становятся частными извозчиками, но для этого каждый должен приобрести пожизненную лицензию. Лицензию выдает государство, которое устанавливает четкие правила – требования к техническому состоянию автомобиля, правила перевозки пассажиров, требования к безопасности, единые предельные тарифы и, конечно, стоимость лицензии. За нарушение правил наказывает отзывом лицензии. Еще строже наказывает за извоз без лицензии. И больше не вмешивается – дальше система регулируется сама.

Таксист платит только один раз – за эту лицензию. И больше никаких налогов. Мне могут возразить, что мы потеряем поступления в бюджет. Но разве сегодня частные извозчики платят много налогов? По-моему, на то, чтобы собирать с них налоги, государство потратит больше, чем соберет. Кроме того, здесь необходимо определиться, что важнее – собирать с этой отрасли деньги в бюджет или обеспечить надлежащий сервис. На мой взгляд, важнее второе.

Как быть с уже существующими таксопарками? Они спокойно перейдут на новые правила. Любой владелец таксопарка может приобрести лицензию и в ее рамках сдать автомобили в аренду своим водителям. Упростятся взаимоотношения между владельцем лицензии и водителями – не надо составлять штатное расписание, график дежурства, табелировать и тому подобное. Если таксопарк платил налоги, их можно зачесть в счет стоимости лицензии. То есть владелец таксопарка становится владельцем лицензии, и его расходы на ведение бизнеса резко снижаются.

Но самое главное – выигрывает потребитель, пассажир. Потому что создается саморегулируемая система. Не будет места частному извозу без лицензии – не допустят сами таксисты и государство. Таксистам можно будет доверять: вот лицензия, значит, соблюдаются все требования. И правила будут прозрачны и понятны: во всех таксомоторах будет висеть таблица тарифов с указанием имени и фамилии таксиста и номера телефона, чтобы можно было пожаловаться в случае каких-то нареканий.

Вот почему я за саморегулируемую систему. И это, кстати, касается не только такси.

Источник: http://www.kursiv.kz/

Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru