Такси, такси...
Услуги пассажирского транспорта являются вынужденными, и время перевозок для человека - это потерянное время для работы и отдыха. Поэтому повышение эффективности работы пассажирского транспорта, в том числе и такси, - большая социальная макроэкономическая задача. Положительный эффект такой услуги содержит два компонента: непосредственно, пространственное перемещение пассажира и обеспечение надлежащего качества перемещения. Последний неотделим от процесса оказания услуги и достигается на протяжении всего процесса ее оказания. Качество услуги оценивается по трем параметрам: безопасность движения, соблюдение графика движения, удобство и комфорт поездки. Такси (от фр. Taximètre - “счетчик цены”, позже так стали называть сам автомобиль) - услуга общественного транспорта с использованием для перевозки пассажиров и грузов автомобиля из любой указанной точки в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счетчику – таксометру или же тарифу.
Безусловными преимуществами данной услуги является высокая скорость доставки, круглосуточная доступность, доставку “от двери до двери”. Но в то же время данная сфера имеет ряд особенностей, сложную специфику. • Такси имеет самый низкий из всех видов транспортных услуг порог вхождения в отрасль; • Несмотря на то, что транспортный рынок в целом является олигопольным, а для некоторых видов транспорта - монопольным, такси - сегмент рынка пассажирских транспортных услуг с наиболее сильной (почти совершенной) конкуренцией; • На базе такси возможно организовать разнообразные дополнительные услуги; • В отличие от магистрального транспорта для такси не существует проблемы чрезвычайной сложности планирования и прогнозирования размеров, направлений и структуры пассажиропотоков, обусловленной динамичностью изменений и неопределенностью спроса населения в передвижении;
• Для такси характерны минимальные инвестиции в постоянные устройства. • По сути клиент (пассажир) не силах владеть всей информацией (как по стоимости перевозки, так и по качеству) при наличии на рынке большого количества участников. • При отсутствии контроля, общего центра система работает крайне неэффективно. • Незаинтересованность участников рынка в соблюдении стандартов качества услуг. • Наличие «теневой» составляющей. • Большое количество «случайных» участников рынка, некомпетентных, а зачастую и нелегальных. • Нестабильность рынка.
• Отсутствие должного технического регламента и контроля его соблюдения. Еще более сложной «информационной блокадой» является отсутствие достоверной информации о компетенции, опыте водителя, его разрешениях, лицензии перевозчика, которого он представляет, технической оснащённости автомобиля, его состоянии. Не каждый потенциальный клиент способен четко определить по этим параметрам «экипаж». Точно так же невозможно определить наперед «предложение» при заказе такси по телефону. Зачастую, соблюдение всех этих параметров, приведение их к целостности у перевозчика, предоставление четкой и доступной информации автоматически приводит к увеличение цены за перевозку. Мировой опыт показал, что сегмент рынка такси необходимо контролировать и регулировать властными органами. Как в ценовом плане, так и в требованиях к автомобилям и водителям.
Таким образом, клиента можно обеспечить информацией по цене и «уверенностью» по качеству услуги. Такой информацией является цветовая индикация, наличие специальных знаков отличия на автомобилях (эмблемы, жетоны и прочее), единой диспетчерской службой. Выйдя на дорогу или позвонив по телефону потенциальный клиент будет обладать необходимой информацией наперед. Регулирование и контроль такого рода всем широко известен на примере Нью-Йоркского такси: желтый автомобиль символизирует лёгкую доступность, фиксированную ценовую политику. Ну или по крайней мере должен был бы это обеспечивать: из кинофильмов широко известны факты большого спроса на данную услугу (иногда на улицах можно встретить очереди) и обманы таксистами своих клиентов теми или иными способами. Но это уже следующие вопросы. На сегодняшний момент клиенту уже требуется особый подход: и терминал оплаты по пластиковым картам, и зарядка для телефона или ноутбука, и доступ в интернет в авто. Зачастую участники рынка привлекают клиентов низкими тарифами, но страдает при этом качество услуги.
Интересным примером является в этом случае такси в Берлине (и многих городах Германии). Автомобиль перевозчика, желающего получить лицензию в Германии, должен соответствовать высоким стандартам качества. Поэтому на берлинских улицах зачастую можно встретить автомобили Mercedes E-класса, которые в нашей стране работают в сфере перевозок представительского класса и люкс-такси. Доля этой марки на улицах Берлина соответствует на сегодняшний день 60%. Но совсем недавно каждый автомобиль такси был марки Mersedes – понемногу и остальные производители «подтянулись» до их уровня. При этом после поездки «чек» будет не «люксовый». Все это признают, но бороться с этими структурами очень сложно. Ведь сам клиент зачастую не понимает, что пользуется услугами нелегальных перевозчиков, либо умышленно пренебрегает как своим кошельком, так и безопасностью. Точные убытки, как для легальных перевозчиков, так и для местных бюджетов в виде налоговых отчислений, описать крайне сложно.
В том же Нью-Йорке опыт был такой же. Но решилась, хоть и не до конца, эта проблема невероятно огромными штрафами и солидными сроками тюремного заключения. Кроме того, в крупных пересадочных узлах, таких как аэропорты и вокзалы, существуют специальные организованные пункты с очередями и диспетчерами. Так называемые, гипси-кэбы, туда не суются, рискуя быть пойманными.
Зачастую такие структуры нагло прикрываются абстрактными договорами фрахтования. При этом ни о каких соблюдениях норм, техническом регламенте и тем более налоговых отчислениях и речи быть не может. «Влетая» на рынок с демпинговыми ценами, такие организации разрушают саму структуру рынка такси. На сегодняшний день во многих странах идет активная борьба с такими организациями. В то же время во многих странах есть возможность войти на рынок индивидуальным предпринимателям. Обратной стороной медали может послужить пример Парижа: там количество такси практически не выросло с 1967 года. Сегодня число такси во французской столице (15 300) меньше, чем в 1931 году (20 155). Чтобы получить лицензию на автомобиль бесплатно, желающий должен подать заявление мэру или префекту полиции (в Париже) и встать в очередь.
Темпы выдачи лицензий настолько малы, что современные кандидаты имеют шанс получить заветную лицензию лишь через несколько десятков лет. С другой стороны, лицензию можно приобрести у перевозчика, желающего её продать. Средняя стоимость лицензии во французских городах составляет 100 000 €. В Париже она достигает 180 000 €, в Ницце – 300 000 €.
Передовыми в этом плане являются лондонские кэбы. Данные автомобили «затачивались» именно под таксомоторные перевозки. Они невероятно просторные внутри. Ходят легенды, что высота крыши в кэбе сделана так, чтобы лондонскому джентльмену не приходилось снимать цилиндр с головы. На сегодняшний день к техническому регламенту лондонского кэба добавилось наличие откидного пандуса и увеличенный дверной проем для инвалидных колясок (аналог нашей программы «Доступная среда»).
Такси - по определению не может быть "дешевым". Качество любой услуги всегда должно быть обусловлено нормативно-правовыми актами. У требований не может быть степени. Они либо могут быть, либо нет: не может быть менее безопасного автомобиля за меньшую цену. Должна быть определенная планка, ниже которой услуга не может быть осуществлена. Все что выше - и есть та самая сфера борьбы за клиента. Это "качественная" конкуренция. Играть ценой в сфере услуг, которая обладает несовершенной конкуренцией - ошибка, практически, из учебника экономической теории. Если стоимость услуги приближена к фактическим издержкам - качество начинает стабильно падать. |