Доклад Бекетова О.И.

Международная Конференция «Современное Такси»

г.Новосибирск, 29-30 мая 2014 г. 

Тема доклада: Статистика выдачи разрешений по регионам РФ и анализ регионального законодательства 

Бекетов О.И.Докладчик: Бекетов О.И. - руководитель информационно-аналитической службы Координационного Совета профессиональных объединений такси, исполнительный директор НП "Объединение автомобильных перевозчиков Тульской области";


 Презентация в формате .ppt


Тема моего доклада «Статистика выдачи разрешений по регионам РФ и. анализ регионального законодательства». Материалы для доклада подготовлены Информационно-аналитической службой (далее ИАС) Координационного Совета Профессиональных Объединений Такси.

В начале скажу несколько слов об этой службе и о методах её работы. Служба была создана в 2011 году после первого Всероссийского съезда таксистов. Цель её создания – это сбор информации о ходе реализации 69-ФЗ в регионах РФ. Свое функционирование она начала при НП «Объединение автомобильных перевозчиков Тульской области».

С 2011 по 2014 год ИАС функционировала в структуре НСТ (к сожалению, последний год работа была парализована и данные собирались не систематически). С апреля 2014 продолжила работу при КС Профессиональных Объединений Такси. 

О методах работы. 

Первое – это телефонный обзвон всех уполномоченных органов. В ИАС имеется самая полная база данных контактов УО и непосредственных исполнителей, занимающихся контролем такси.

[Слайд 2]

Второе – это анализ информационных ресурсов УО в сети Интернет. Данные с реестров собираются в специально разработанной базе данных. С апреля 2013 года создана интернет-страничка www.taxilife.ru/taxi, которая позволяет без регистрации любому (инспектору ГИБДД, пассажиру, представителю УО,…) проверить наличие разрешения по номеру автомобиля. Данная функция реализована для регионов, которые заключили соглашение с КС об автоматизированной отправке реестров выданных разрешений. На данный момент с помощью этого очень лёгкого в обращении приложения можно проверять наличие, отсутствие, прекращение действия разрешений, выданных в Тульской, Новосибирской, Тверской, Кемеровской областях, Приморском и Алтайском краях. 

Определённую трудность внесения данных в автоматическую базу представляет различный формат реестров, размещаемых на сайтах УО. Оптимальный формат – Exel. Помимо удобства этого формата для проверочной базы данных, с ним очень удобно работать приведении аналитики и применении фильтров.

Ну и конечно, стоит сказать, что порой некоторые регионы «забывают» обновлять данные на своих сайтах.

Данные из базы данных обрабатываются, обобщаются и публикуются отчеты. По каким параметрам можно производить анализ:

1.              Суммарное количество выданных разрешений по регионам (на текущий момент и в динамике)

2.              Суммарное количество аннулированных разрешений (на текущий момент и в динамике)

3.              Количество разрешений на 1000 жителей региона.

4.              Стоимость выдачи разрешения.

5.              Количество сотрудников УО.

И другое.

С апреля 2014 года ИАС так же начала сбор и анализ регионального законодательства. Далее я приведу несколько цифр как наличие или отсутствие некоторых ограничений влияет на динамику выдачи разрешений. 

[Слайд 3] 

До момента введения обязательных цветовых гамм динамика получений разрешений стабильна. После введения цвета кривая на диаграммах начинает становиться более пологой.

Очень сильно приостановило процесс легализации повышение в 2013 году отчислений в пенсионный фонд (почти в 2 раза). Из-за этого предприниматели не только перестали оформлять ИП, но и начали массово их закрывать. 

[Слайд 4] 

Зафиксированы случаи, когда ИП открывается только для того, чтобы получить разрешение. После получения ИП закрывается, а разрешение остаётся на руках и предъявляется во время проверок уполномоченным органам. Естественно, при таком развитии событий не платятся налоговые отчисления, а ответственность предпринимателя понижается с уровня юридического лица до физического.

Ещё один момент – после внесения поправок ФЗ-34 о возможности получения разрешения на основании договора аренды, доля самозанятых перевозчиков, имеющих разрешение на одну машину начала снижаться по сравнению со статистикой на начало 2012 года. По стране бурно создаются фирмы-однодневки, которые предлагают свои услуги по получению разрешений за определённое вознаграждение. Водителю не надо открывать ИП, платить налоги, достаточно внести в их кассу энную сумму денег и подписать фиктивный договор аренды. 

[Слайд 5] 

Стоит отметить, что в законодательстве не прописаны правила аннулирования разрешений по причине прекращения предпринимательской деятельности, продажи/утраты в следствии ДТП автомашины. Из-за этого данные статистики выданных разрешений в некоторых регионах становятся некорректными. На бумаге вроде бы всё оптимистично – идёт стабильный процесс легализации, а в реальности можно смело минусовать от 20 до 50% разрешений.

Спасибо уполномоченных органам, которые регулярно обновляют реестры и ведут учёт недействующих разрешений. Особая благодарность тем из них, кто делает пометки о причинах аннулирования. В причинах лидерах находятся «Прекращение предпринимательской деятельности» и «Продажа автомобиля».

В таблице выданных и аннулированных разрешений видно, что некоторые регионы не производят учёт не используемых разрешений. Мы провели собственную аналитику методом телефонного опроса более чем 50-ти компаний такси в различных регионах и вот что получилось: с 2011 года по сегодняшний день, т.е. в течении 3-х лет перестали использоваться от 40 до 50 % полученных разрешений. Эти цифры подтверждают Астраханский, Ростовский, Новгородский, Чукотский и некоторые другие реестры.

Мы обобщили полученную информацию и попробовали спрогнозировать реальное количество действующих из почти полумиллиона выданных по всей России разрешений.  Получилось, что 48% разрешений можно считать недействующими.

Предлагаю в резолюцию Конференции внести предложение о принятии поправок, регламентирующих правила аннулирования разрешений.

Что касается регионального законодательства, то его пришлось корректировать 2 раза. Первый раз под 69-ФЗ, второй раз под поправки, которые внёс 34-ФЗ. Процедура принятия регионального законодательства проходила не равномерно. Где-то исполнительная власть оперативно реагировала на федеральные изменения, а где-то для этого потребовались годы. На данный момент нам не известно ни одного региона (за исключением Крыма и Севастополя, т.к. прошло слишком мало времени после присоединения к России), в котором не приведены в соответствие с федеральным законодательством местные нормативно-правовые акты и не выдаются разрешения.

Хотелось бы упомянуть про стоимость разрешений. В 57 регионах из 85 введена плата за выдачу разрешений. Стоимость колеблется от 44 рублей (Липецкая область) до 6.000 рублей (в двух регионах). Справедливости ради, в одном из субъектов Федерации нас заверили, что на днях с 1 июня стоимость будет значительно понижена, чтобы снизить финансовую нагрузку на предпринимателей и сделать легализацию более доступной.

Цветовые гаммы введены в 12 регионах и скоро к ним добавятся ещё 2 – республика Бурятия и Чеченская республика. 

Сравнивая тексты региональных законов и постановлений, касающихся такси, невольно ловишь себя на мысли, что большинство из них написаны как под копирку. Это значит, что особенности деятельности такси подробно не изучались, а просто позаимствовали документы у коллег. Казалось бы, что тут такого?

Давайте сравним крупные мегаполисы и небольшие субъекты РФ. Я прекрасно понимаю неоднократные просьбы московского Дептранса не копировать их действия. Введение жёлтого цвета в Москве, скорее всего, оправдано, ведь это город федерального значения и выполнять требования на всей его территории гораздо проще, т.к. перевозчики находятся в равных конкурентных условиях. Москва может позволить себе предложить таксистам определённые преференции, например, движение по выделенным полосам, компенсация лизинговых платежей, сеть оборудованных бесплатных стоянок, в том числе около ж/д вокзалов и аэропортов. Опять же, есть приличный административный ресурс для постоянного контроля за компаниями такси, выделяются деньги из бюджета на проведение контрольных и профилактических мероприятий. Во всех 12 административных округах сформировались одинаковые цены на услуги такси и, соответственно, доходы у всех примерно одинаковые.

Но, перенос московского опыта, к примеру, на прилегающую Московскую область, которая состоит из 36 районов, порой значительно отличающихся по условиям работы и доходам таксистов, приводит к негативным результатам. К тому же, в Московской области, впрочем, как и большинстве других регионов, не могут себе позволить предоставлять такие же преференции, как и в Москве. Здесь нет выделенных полос, да и всего остального, что выгодно отличает Москву.

Или вот ещё один пример – Ингушетия. Выдано всего 147 разрешений, 2 человека занимаются в УО таксистами, но зато введено требование об обязательности жёлтых дверей на автомобилях такси.

По поводу штата сотрудников, которые занимаются при УО таксистами. Средний показатель по стране – 2 человека. Вся их работа сводится только к выдаче разрешений. На плановые, внеплановые проверки времени и сил у них просто не остаётся.

Мы убеждены, что для наведения порядка с пассажирскими перевозками легковыми автомобилями необходимо:

- создать федеральный орган исполнительной власти, координирующий и разрабатывающий методическое обеспечение регионального законотворчества в сфере такси,

- в регионах выделить бюджетные средства для создания специализированных отделов,

- проводить обучение сотрудников этих структур. 

[Слайд 6]

Благодарю за внимание!

  taxilife в twitter 


 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru