Доклад Марценюка С.В.

Международная Конференция «Современное Такси»

г.Новосибирск, 29-30 мая 2014 г.

 

Тема доклада: Роль информационных служб в развитии Share Economy (долевой экономики). Тенденции и проблемы регулирования 

Марценюк С.В.Докладчик: Марценюк Сергей Васильевич - председатель Координационного Совета Профессиональных объединений такси;

 

 Презентация в формате .ppt

 

 

В своём докладе я хочу затронуть проблему несколько выходящую за рамки нашей конференции, но очень сильно связанную с обсуждаемыми здесь вопросами. Как видно из названия доклада речь пойдет о новом направлении в экономике потребления, которое активно развивается в последние несколько лет. И в неё вовлекается все больше и больше людей, и все больше и больше разновидностей услуг. Речь идет о Share Economy (долевой экономике) иногда его называют коллобаративным потреблением. Под этим термином понимается всевозможные виды совместного потребления. Современные жители больших городов, особенно молодежь, все чаще предпочитают аренду собственности, а совместное пользование - безраздельному владению. И это вполне объяснимо, потому что в том же направлении меняется весь окружающий мир. Их родители покупали пластинки с музыкой - они платят за доступ к потоковым музыкальным сервисам. Их родители полжизни копили на собственную квартиру - они все чаще предпочитают арендовать жилье, и не только из финансовых соображений. Идея проста: часто удобнее платить за доступ, чем владеть.

[Слайд 3]

Приведу несколько примеров известных сервисов. Я думаю, некоторые вам хорошо знакомы. В своём докладе я использую материалы с сайта  www.therunet.com  

[Слайд 4]

Аренда жилья

Airbnb

Сервис краткосрочной аренды жилья Airbnb можно смело назвать первопроходцем share economy. Этот стартап первым получил серьезные инвестиции (112 млн долларов от Andreessen Horowitz, DST Global и General Catalyst), поистине международное признание (в 2012 году через сайт было забронировано порядка 12–15 млн ночей проживания в более чем 33 000 городах в 192 странах) и почетное право держать оборону под натиском государственных регуляторов, отдуваясь за идеи share economy (Airbnb борется за легализацию своей деятельности в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Амстердаме).

[Слайд 5] 

Аренда жилья для собак

Rover.com, DogVacay

Сервис Rover.com, также известный как «Airbnb для собачек», недавно привлек 7 млн долларов инвестиций. Так же как и DogVacay, этот сервис служит альтернативой отелям для собак. Если вам негде оставить своего питомца на время отъезда, вы можете забронировать для него «пентхаус» в доме одного из собачников сообщества. Заботливая «няня» прилагается.

На сегодняшний день Rover.com работает в 4300 городах, здесь зарегистрировано 25 тысяч «нянь» и более 100 тысяч владельцев собак. Выбирая того, кто будет заботиться о вашей собаке во время вашего отсутствия, вы можете ориентироваться на отзывы. Владелец животного и «няня» поддерживают связь с помощью сервиса, а по окончании пребывания питомца в гостях хозяин получает трогательный видеоролик из фотографий.

[Слайд 6] 

Аренда автомобилей и велосипедов

RelayRides, Getaround, Liquid

RelayRides и Getaround — сервисы краткосрочной аренды автомобилей, которые отличаются от других популярных сервисов вроде Zipcar тем, что люди арендуют машины не у компании, а друг у друга. (Аналогичный вариант для велосипедистов — Liquid). Условия довольно привлекательные: так, RelayRides обещает владельцам автомобилей заработок до 1 долларов в месяц и страховое покрытие в 1 млн долларов.

[Слайд 7] 

Парковка

ParkatmyHouse, Parking Panda

А как вам идея сдавать ненужное парковочное место? Сервисы ParkatmyHouse и Parking Panda придуманы именно для этого. Всего несколько лишних квадратных метров возле дома могут приносить неплохой доход. Как утверждают создатели ParkatmyHouse, активные пользователи зарабатывают более тысячи долларов в год.

В свою очередь, автовладельцы могут неплохо сэкономить на стоимости парковки — по данным Parking Panda, до 70%. Не говоря уже об экономии времени на поиски свободного места для парковки. С помощью Parking Panda можно заранее забронировать место рядом с любимым рестораном, концертным залом или стадионом.

[Слайд 8] 

Доставка

Postmates, Get It Now

Postmates позволяет оперативно передавать посылки по городу, не прибегая к услугам курьерских служб. Ваше поручение за небольшую плату выполнят располагающие свободным временем пользователи сервиса. А если воспользуетесь Get It Now, по вашему поручению товар сначала купят в указанном месте, а затем доставят по назначению. 

Аренда чего угодно

Zilok, Rentoid, SnapGoods

Наверное, в жизни каждого регулярно случаются такие ситуации: вам внезапно, срочно и буквально на пару дней понадобилась определенная вещь, которой отродясь не было ни у вас, ни у ваших друзей. Ну, вроде спального мешка или костюма Бэтмена. Как раз на этот случай нужны такие универсальные площадки для аренды чего угодно. А для некоторых — скажем, для музыкантов — такие сервисы могут оказаться просто незаменимыми.

[Слайд 9] 

Поручения

TaskRabbit, YouDo, GF

Одним катастрофически не хватает времени, другие готовы потратить свое время, чтобы немного подзаработать. TaskRabbit — еще один номинант премии Crunchies-2012 — предлагает тем, кому не хватает времени, помощь людей, живущих неподалеку, в повседневных делах. Последние, в свою очередь, получают возможность увеличить свой доход. Сервисом охотно пользуются студенты, молодые мамы и временно безработные. Российские аналоги — сервисы YouDo и GF.

[Слайд 10] 

Ну и отдельно хотелось бы поговорить про сервисы, связанные с перевозкой пассажиров.

Так называемые Народные такси 

Lyft, SideCar, Zimride, Довезу!ru

Lyft — еще один номинант премии Crunchies-2012. Сервис позволяет владельцам автомобилей подзаработать частным извозом, а пассажирам — добраться до места назначения с комфортом, в приятной компании и дешевле, чем в официальных службах такси. В качестве бонуса — страховое покрытие в 1 млн долларов на любой инцидент, произошедший в то время, когда в машине находился пассажир.

SideCar — аналогичный сервис, который позволяет монетизировать свободное место в машине, взяв в поездку пассажира. Как и Lyft, SideCar недавно столкнулся с проблемами в Калифорнии: против обеих компаний возбудили дела по причине отсутствия у них необходимой лицензии. Между тем, в SideCar даже не предусмотрена обязательная оплата: каждый пассажир через сервис отправляет водителю то вознаграждение, которое считает подходящим. SideCar предлагает лишь ориентировочную сумму — среднее вознаграждение за указанное расстояние.

Ну, а сервис Zimride разработан специально для поиска «попутки» для междугородних поездок.

Аналогичные сервисы существуют и в Рунете. Например, уже несколько лет функционирует «народное такси» Довезу!ру. В основном, здесь ищут попутчиков по городу, например, от дома до работы, реже — попутные машины в другой город. Отдельными разделами представлены услуги частных извозчиков и грузоперевозки.

[Слайд 11] 

Что объединяет все эти сервисы? Все они создаются на базе Интернет площадок. Которые становятся по сути информационными сервисами (базами данных) позволяющими быстро связать «покупателя» услуги с «продавцом». И если на начальном этапе развития данные информационные площадки создавались энтузиастами, часто в рамках групп по интересам в социальных сетях. То сейчас это все больше и больше становится бизнесом и не просто бизнесом, бизнесом с огромными оборотами. И цель у данного бизнеса совершить как можно больше операций между заказчиком и исполнителем. Для достижения данных целей информационным сервисам необходимо привлекать все больше и больше «продавцов» (исполнителей услуг). И их мало интересует качественный уровень, квалификация, легальность тех кто предлагает свои услуги. Данный контроль возложен на потребителя. Который по логике сервиса должен или выставить оценку или написать отзыв. Организаторы сервиса себя дистанцируют от услуги и от ответственности за последствия её оказания. 

И в свете всего сказанного у меня возникает вопрос. Нам, собравшимся здесь специалистам по такси данные сервисы ничего не напоминают? Мне кажется вполне четко прослеживается параллель с деятельностью так называемых сетевых диспетчерских служб. По сути ими созданы схожие модели функционирования. Это конечно не в чистом виде Интернет сервисы. Они пока ещё используют телефоны для коммуникации с клиентами. Для взаимодействия с водителями организуются точки приема платежей и инструктажа.

[Слайд 12] 

Но они уже себя начинают называть информационными площадками, информационными базами данных. Но делают это как-то незаметно, так чтобы потребители услуг этого не знали.

[Слайд 13] 

А в рекламе, которую массово распространяют продолжают именуют себя такси. Создают у потребителя иллюзию легальности услуги.

. [Слайд 14] 

Конечно, у прочих Интернет-севрисов нет таких острых проблем. Но они так же обеспечивают выход на рынок услуг не профессиональных, не имеющих соответствующих допусков и разрешений участников. Способствуют уходу от уплаты налогов. Их деятельность может быть опасной для жизни и здоровья потребителя. Так же возникает проблема ухода долгосрочных инвестиций из отраслей. Перестают строится новые отели, закрываются авто предприятия и таксопарки. Что может привести к проблемам в будущем. 

Профессиональные организации по одиночке каждый в своей отрасли пытаются бороться с данным явлением. Примеры я приводил выше. Но мне кажется, что основная ошибка, в том что каждый «топчется в своём огороде». Пытается придумать как отрегулировать деятельность этих сервисов в контексте своего вида деятельности. А необходимо посмотреть на это в общем. Дать определение, что такое информационные сервисы (службы) и написать «правила игры» для них.

 

В свете всего сказанного предлагаю внести в резолюцию обращение к Депутатам государственной думы, Правительству о необходимости создать рабочую группу по подготовке законопроекта об Информационных сервисах (службах).

В неё включить:

- представителей потребителей

- специалистов по информационным технологиям и рекламе,

- представителей профильных отраслей уже столкнувшихся с работой данных служб. 

 

Благодарю за внимание!

 


  taxilife в twitter 


 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru