Доклад Шилиной А.А.

Международная Конференция «Современное Такси»

г.Новосибирск, 29-30 мая 2014 г. 

Тема доклада: «О реализации полномочий Кемеровской области  в сфере такси»

Шилина А.А.Докладчик: Шилина Анастасия Алексеевна - начальник управления перевозок опасных грузов и легкового такси департамента транспорта Кемеровской области;




Здравствуйте уважаемые коллеги.

С 2011 года в Кемеровской области департаментом транспорта и связи выдаются разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.

По состоянию на сегодняшнюю дату выдано 8,7 тысяч разрешений. В 2012-2013 годах выдавалось в среднем 3 тысячи разрешений. По итогам 5 месяцев 2014 года выдано 1500 разрешений. При этом две федеральные сетевые компании получили разрешения в Кузбассе – ВЕСТ-такси (5) и ЕСТ-такси (14).

При этом из общего числа разрешений аннулировано по заявлениям предпринимателей 3000 разрешений, то есть фактически 35% от общего числа выданных разрешений. В среднем в календарный год аннулируется 1000-1200 разрешений.

Причинами аннулирования разрешений являются:

- Проводимые организационные мероприятия: прекращение предпринимательства в связи с изменением системы отчислений в фонды в 2013 году, реорганизации и обновление парка.

- Сдача разрешений перед проведением проверок – около 30% аннулированных разрешений были сданы именно так. 

Вторым основным направлением деятельности департамента транспорта и связи Кемеровской области является осуществление регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, предусмотренных Федеральным законом №69-ФЗ, а также правилами перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Так  в 2013 году департаментом транспорта и связи из 123 плановых проверок было проведено 57 (внеплановых 2), 

65 проверок не было проведено по причине

прекращения предпринимательской деятельности,

а также отсутствия предпринимателя по месту проживания и ненадлежащему уведомлению о проведении проверки. 

На 2014 года запланировано 106 проверок (96 выездных, 10 документарных). По итогам 1 квартала 2014 года проведено 13 проверок из 22 запланированных, 8 из 9 проверок не проведены в связи с прекращением деятельности или сдаче разрешений в добровольном порядке.

Одна из причин такой ситуации, что предприниматели не соблюдают требований законодательства к перевозке такси – и это не смотря на разъяснения департамента, информационные материалы при выдаче разрешений, информационную работу сотрудников ГИБДД в процессе перевозки. 

Работа по административному производству также ведется департаментом в двух направлениях: по итогам проведенных проверок, а также во взаимодействии с ГИБДД.

Вы знаете, что контроль за соблюдением требований, установленных Федеральным законом №69-ФЗ, непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси осуществляется ГИБДД. 

В Кузбассе было принято решение о взаимодействии в данном вопросе.

При выявлении сотрудником ГИБДД нарушений по статье 11.14.1 или 12.31.1 КоАП РФ, он направляет рапорт с фотоматериалами в департамент, а сотрудники департамента уже вызывают нарушителя на составление протокола и привлекают к административной ответственности.

Так с конца 2012 года по сегодняшний день в департамент поступило 400 материалов, в результате которых было выписано штрафов на сумму около 1,5 млн. руб., более 600 тысяч уже поступило в областной бюджет, по должникам ведется работа с приставами. 

По итогам выступления хочу сказать, что в Кузбассе проведены все необходимые организационные работы по приведению ситуации в сфере такси к нормам законодательства:

- разработана вся необходимая нормативная база,

- организовано предоставление госуслуги по выдаче разрешений посредством МФЦ, в центрах поддержки предпринимательства также оказывают необходимую юридическую помощь, а через Новокузнецкий центр поддержки предпринимательства разрешения получают перевозчики Юга Кузбасса.

- проводятся совещания в администрациях муниципальных образований по ситуации в сфере такси, работа по организациям стоянок (в нескольких городах уже утверждены и оборудованы официальные стоянки такси), размещается социальная реклама об опасности поездке с нелегалом (разработана соцреклама и посредством администраций муниципальных образований размещена в территориях в форме баннеров, растяжек, плакатов, листовок).

- предпринимателям оказывают финансовые меры поддержки, так в 2013 году гранты за счет средств различных бюджетов получили 5 предпринимателей на общую сумму  около 1,5 млн. рублей. 

Результаты работы, конечно, есть, но их не достаточно.

И основная причина – максимальный штраф за незаконное предпринимательство составляет 2,5 тыс. рублей.

Даже при привлечении к ответственности водитель сможет заработать на него в течение нескольких дней (для крупных городов).

Единственной действенной мерой в рамках сегодняшнего законодательства является изъятие машины до решения суда как средства осуществления незаконной предпринимательской деятельности.

Контрольные мероприятия проводятся при межведомственном взаимодействии сотрудников ГИБДД, УЭБ и ПК, УФНС, местных администраций.

(в Кузбассе в 2012 году была создана межведомственная областная группа, и муниципальные группы на местах). 

За 2014 год сотрудниками УЭБ и ПК было изъято 50 транспортных средств, кроме того за незаконное предпринимательство без изъятия транспортных средств было привлечено к административной ответственности более 40 нарушителей. 

Мероприятия в сфере такси будут и дальше проводиться по нескольким направлениям:

- работа с изъятием транспорта у нелегальных перевозчиков;

-  проверка на линии сотрудниками ГИБДД на предмет законности использования атрибутики такси;

- работа департамента по предпринимателям, которые получили разрешения, а с учета в налоговой снялись и работают также с нарушением закона.

- проведение департаментом плановых и внеплановых проверок.

- работа с незаконной рекламой во взаимодействии с УФАС.

- проведение разъяснительной работы местными администрациями с предпринимателями по получению разрешений. 

Предложения в действующее федеральное законодательство по осуществлению региональных полномочий в сфере такси 

Здравствуйте уважаемые коллеги.

В рамках круглого стола предлагаю рассмотреть следующие предложения.

В рамках осуществления регионального государственного контроля мы все руководствуемся Федеральным законом от N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

При этом наблюдается ситуация, когда предприниматель уклоняется от проведения проверки (при должном уведомлении) и штраф за такое правонарушение для проверяемого не ощутимый.

Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24 и частью 9 статьи 15.29 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 

При этом случаи, при которых разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа также указаны в 69-ФЗ. Предлагаю рассмотреть целесообразность включения в перечень таких оснований уклонение от проверки, а также воспрепятствование законной деятельности должностного лица, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.  

В части штрафов приложения есть в законопроекте господина В.И. Лысакова по балансированию штрафных санкций  - работать нелегально должно быть не выгодно по сравнению с осуществлением легального бизнеса. Но считаю, что снижение штрафов возможно только в отношении статьи 11.14.1 — где речь идет об атрибутах такси, административная ответственность за безопасность перевозок должна остаться на сегодняшнем уровне (статья 12.31.1). 

Также в настоящее время нарушение статей 11.14.1. и 12.31.1  фиксируют во время контроля в процессе перевозки сотрудники ГИБДД, но в итоге они могут только составить рапорт, составлять протокол и рассматривать дело могут сотрудники уполномоченного органа, что в рамках срока привлечения к ответственности в 2 месяца сложно. Считаю логичным и целесообразным наделить полномочиями по составлению протокола сотрудников ГИБДД. 

Кроме того, все вы знаете, что предпринимательская деятельность предполагает неоднократное получение прибыли. Поэтому при однократной перевозке пассажиров привлечь нарушителя к административной ответственности бывает сложно. 

Предлагаю рассмотреть возможность установления административной ответственности за перевозку пассажиров и багажа легковым транспортным средством водителем, не имеющим разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. 

Сейчас такая статья есть в главе 12, но согласно решению Верховного суда она применима только в отношении того водителя, который забыл разрешение. Считаю возможным данную статью разместить в разделе 14 (касательно предпринимательства). 

В части аннулирования считаю целесообразным дать право уполномоченному органу в случае поступления информации  о закрытии ИП аннулировать разрешение без суда и информировать бывшего предпринимателя о необходимости сдачи бланка разрешения в течение определенного времени (например, 15 - 30 дней).

В случае не исполнения требования о предоставлении бланка разрешения информация об этом должна направляться в ГИБДД для контроля в процессе перевозки.

В идеале необходимо дать возможность сотрудникам ГИБДД изымать недействительные бланки разрешений. 

В части срока действия разрешения также считаем необходимым его уменьшить до 1 года (или дать право регионам определять срок). Это связано с тем, что рынок перевозок такси очень подвижный, автомобили, задействованные в перевозке, также часто меняются. И зачастую предприниматель, получив разрешение, может и не осуществлять перевозки, а разрешение 5 лет лежит. 

Сокращение сроков действия разрешений позволит отсеивать неиспользуемые разрешения, не включать предпринимателей, которые фактически не осуществляют деятельность, в график проверок.

Для уменьшения нагрузки на предпринимателей в части стоимости разрешений можно установить максимально возможную стоимость разрешения. 

Спасибо.


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru