Доклад Швагеруса С.Е.

Международная Конференция «Современное Такси»

г.Новосибирск, 29-30 мая 2014 г.

 

Тема доклада: Предложения по совершенствованию системы законодательства Российской Федерации в сфере деятельности такси

 

Швагерус С.Е.Докладчик: Швагерус Станислав Евгеньевич - эксперт в сфере государственного регулирования автотранспортной деятельности; 



Презентация в формате .ppt 


I. Существующая нормативно-правовая база.

 

Деятельность легкового такси в Российской Федерации регулируется следующими Федеральными законами и Постановлениями Правительства Российской Федерации:

  • «Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)», № 51-ФЗ от 30.11.1994;
  • «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», № 259-ФЗ от 08.11.2007;
  • «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (статья 9 – о такси)», № 69-ФЗ от 21.04.2011, в редакции ФЗ-34 от 23.04.2012;
  • «Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», Постановление Правительства Российской Федерации № 112 от 14.02.2009.

Законами субъекта Российской Федерации (согласно положениям федерального законодательства) могут устанавливаться следующие требования:

  • Соответствие легкового такси установленным цветовым гаммам;
  • Порядок осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, предусмотренных частями 1.4 и 16 статьи 9 Федерального закона ФЗ-69, а также Правилами перевозок пассажиров и багажа легковым такси;
  • Установление максимального количества легковых такси, устанавливаемых исходя из численности населения субъекта Российской Федерации, уровня обеспеченности населения услугами общественного транспорта и развития улично-дорожной сети.

Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (согласно положениям федерального законодательства), устанавливаются следующие требования:

  • Форма разрешения, срок его действия;
  • Порядок подачи заявления;
  • Порядок выдачи и переоформления разрешений;
  • Порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения;
  • Порядок ведения реестра выданных разрешений.

Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 34-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации» внесены изменения в ст. 26 Федерального закона № 184-ФЗ, согласно которым, у субъекта Российской Федерации появились полномочия по организации транспортного обслуживания населения легковым такси, а также, полномочия по осуществлению государственного регионального контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.           

II. Основные проблемы системы регулирования деятельности такси в Российской Федерации: 

            Ряд проблем, выявившихся при реализации норм законодательства, регулирующего деятельность такси в РФ, имеют как общие, с другими странами, причины, заключающиеся в устаревших принципах регулирования деятельности такси, так и связанны с незавершенной системой законодательства, прежде всего, с неполноценным осуществлением субъектами РФ  нормативно-правового регулирования при реализации полномочий по организации транспортного обслуживания населения легковым такси и осуществлению государственного регионального контроля.

            Причинами, по которым субъекты РФ не реализуют свои полномочия, заключаются в следующем:

  • Отсутствие на федеральном уровне органа исполнительной власти, отвечающего за координацию и методическое обеспечение регионального законотворчества в сфере такси;
  • Реализация данных полномочий осуществляется регионами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации;
  • Отсутствие правоприменительной практики, в особенности в части привлечения  диспетчерских служб и интернет - приложений - фрахтовщиков легкового такси за передачу принятого к исполнению заказа физическим лицам, не имеющим разрешения  на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
  • Административная ответственность за нелегальный извоз применяется исключительно к водителям, управляющим нелегальным транспортным средством.

Серьезной проблемой является вопрос тарифообразования. В существующих экономических реалиях региональных рынков таксомоторных услуг основными субъектами, устанавливающими уровень рыночных тарифов являются диспетчерские службы, не имеющие собственных парков ТС, при этом, повсеместно позиционирующие себя не фрахтовщиками легкового такси, а информационными службами, не несущими расходов и ответственности за процесс производства услуги по перевозке пассажиров. Соответственно, конкуренция идет исключительно на постоянное понижение цены на перевозку, причем повсеместно, тарифы находятся на уровне не позволяющем обеспечивать безопасность, качество и достойную оплату труда водителя. Операторы, имеющие расходы на содержание парков и технологические процессы вынуждены в политике тарифообразования следовать за рынком, в ущерб своей рентабельности.

Следствием выше озвученных проблем является невыгодность осуществления деятельности такси по сравнению с перевозкой по заказу обычными легковыми автомобилями, к которым не предъявляются высокие требования и широкое повсеместное развитие нелегального извоза. 

III. Предложения по совершенствованию системы законодательства Российской Федерации в сфере деятельности такси. 

Совершенствование регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, в настоящее время, в условиях массового развития информационных технологий, большого количества субъектов предпринимательской деятельности, целесообразней развивать в плоскости принятия нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации, с одновременным развитием региональных информационных систем системы контроля и организации транспортного обслуживания населения легковыми такси (на основе создаваемой в рамках ГАИС «ЭРА – ГЛОНАСС» специализированной навигационно-информационной транспортной среды), которые послужат технологической основой для изменения экономических условий на рынке таксомоторных перевозок. Без отвечающих самым последним тенденциям государственных информационных систем сегодня невозможно реально ввести ни одно требование к участникам рынка. 

На федеральном уровне необходимо: 

  • Дополнить статью 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, понятием «разрешение на деятельность такси», установив тем самым ответственность фрахтовщиков легкового такси принимающих заказы фрахтователей с помощью любых видов связи за передачу заказа фрахтователя нелегалу;
  • Министерству транспорта РФ принять единую методику расчета тарифов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, устанавливающую нормы затрат на обеспечение безопасности перевозки, технологических процессов производства таксомоторной услуги и диспетчеризацию, а также привязку тарифов к стоимости топлива. 

Нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации должны предусматривать: 

  • Принятие Правил организации деятельности такси в субъекте РФ, включающих обязательные требования к участникам рынка и установление региональной административной ответственности за их нарушение;
  • Принятие стандартов деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и заказа легкового такси с использованием любых видов связи, содержащих качественные параметры оказания услуг, профессиональной подготовки и других аспектов бизнеса такси. 

С целью реализации в субъектах РФ современной системы регулирования деятельности такси, предлагается создание на принципах государственно-частного партнерства региональной автоматической информационной системы контроля и организации транспортного обслуживания населения легковыми такси, объединяющей реестр выданных разрешений на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, информацию с бортовой аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленных на легковых такси и информацию программно-аппаратных комплексов приема-передачи заказов легкового такси участников регионального рынка таксомоторных услуг.

В настоящее время, в России существуют технологические предпосылки для создания подобных региональных информационных систем. Речь идет о нормах Технического регламента таможенного союза, касающихся оснащения транспортных средств такси оборудованием ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также введения в промышленную эксплуатацию с 1 января 2015 года государственной автоматизированной информационной системы ЭРА ГЛОНАСС.

Реализация этих требований фактически означает подключение ТС такси к единой информационно-навигационной системе, что позволит создать условия для кратного снижения рыночной стоимости услуги диспетчеризации вызова легкового такси, тем самым сделав более рентабельным процесс производства таксомоторной услуги, и соответственно, в разы снизит привлекательность бизнеса диспетчерских служб по «продаже заказов». Кроме того, создание подобных систем приведет к переориентации государственного регионального контроля деятельности такси с методов контроля за деятельностью субъектов бизнеса, на более эффективный контроль за информацией о бизнесе, что позволит создать наиболее современную в мире систему регулирования деятельности такси, и как следствие  - повысит инвестиционную привлекательность и эффективность рынка.

Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru