Использование страховых инструментов в регулировании коммерческих перевозок легковым транспортом

Международная Конференция «Современное Такси»

г.Новосибирск, 29-30 мая 2014 г.

Тема доклада: Использование страховых инструментов в регулировании коммерческих перевозок легковым транспортом

Марценюк С.В.

Докладчик: Марценюк Сергей Васильевич - председатель Координационного Совета Профессиональных объединений такси

 Презентация в формате .ppt

Ситуация сложившаяся на рынке коммерческих перевозок легковым транспортом можно охарактеризовать как крайне критическую. Рынок коммерческих перевозок в России более чем на 90% находится в тени и не контролируется регулирующими органами. По информации из других стран ситуация не намного лучше. Я подчеркиваю, что намеренно расширяю понятие такси понятием коммерческие перевозки по причине того, что внедрение новых технологий размывает грань между такси в классическом понимании, чартерными перевозками и другими видами услуг.

Вследствие развития информационных технологий, которые произвели революцию в сфере коммуникации между людьми, кардинально изменились методы логистического управления транспортными средствами. Родилось целое новое экономическое направление, называемое Share Economy (долевая экономика) позволяющее эффективно использовать простаивающие ресурсы. Это привлекло в коммерческие перевозки миллионы новых людей, которые получили возможность оказывать эту услугу попутно, от случая к случаю, по мере возникновения личных финансовых проблем. Это привело к беспрецедентному снижению стоимости услуги и повысило некоторые качественные параметры (снизило время ожидания заказанного автомобиля). Но наряду с этим появились иные проблемы.

Одна из них - безопасность. Привлечение случайных людей и автомобилей сильно снизило возможности по обеспечению безопасности пассажиров. И оставило их один на один с проблемой получения компенсации нанесенного ущерба в случае ДТП.

Работа такси и в прошлом трудно поддавалась контролю. Даже в СССР, с достаточно сильной контролирующей системой и полным запретом предпринимательства, не удавалось полностью справиться с деятельностью водителей, зарабатывающих частным извозом.

В настоящее время, когда количество субъектов оказывающих такие услуги исчисляется сотнями тысяч и они мало заметны на дорогах, когда для того чтобы найти пассажира достаточно мобильного телефона с выходом в Интернет, это становится очень сложной задачей. Для того чтобы привлечь одного водителя к ответственности приходится задействовать несколько сотрудников из разных ведомств и проводить достаточно сложные процессуальные действия.

В среде профессионального сообщества звучат призывы возложить бремя проверки на информационные или диспетчерские службы, на собственников Интернет приложений. Но если внимательно изучить вопрос, станет понятно, что и им с данной проблемой самостоятельно не справится. И опять же контроль не решит главную проблему -  получения надлежащей компенсации пассажиром в случае происшествия.

Проблема компенсации ущерба уже давно решается при помощи страхования. Естественно и сейчас любой из собственников ТС может застраховать ответственность перед третьими лицами, в том числе и перед пассажирами. В России уже более десяти лет применяется обязательное страхование.

Хочется отметить, что в настоящее время у перевозчиков очень много претензий к страховым компаниям по данному вопросу. Но мы надеемся, что они будут решены. У ОСАГО при перевозке пассажиров есть несколько недостатков:

1. Возможен отказ от выплаты страхового возмещения, в случае если не было указано, что автомобиль использовался как такси.

2.  Относительно небольшая сумма выплат, особенно если пострадавших несколько.

3. Незначительная ответственность за отсутствие полиса. 

Предлагаю в качестве одного из способов регулирования использовать обязательное страхование пассажиров при коммерческих перевозках легковым транспортом. Может это звучит несколько странно. Как страхование может быть способом регулирования? По сути, при помощи страхования можно решить сразу несколько проблем:

1. Защита интересов пассажиров. В случае ДТП пассажир получит необходимую компенсацию, которая по максимуму покроет затраты.

2. Защита интересов водителя, перевозчика (фрахтовщика). В случае серьёзных происшествий водитель, особенно если он сам же и является фрахтовщиком, индивидуальным предпринимателем с одной машиной, попадает в очень затруднительное положение. Он лишается средства производства для зарабатывания денег и одновременно с этим получает огромные иски от пострадавших. Это может поставить крест на его дальнейшей деятельности, а порой и жизни, подтолкнуть к криминальным действиям.

3. На порядок облегчается контроль со стороны пассажира, информационной, диспетчерской службы, лицензирующих и контролирующих органов, дорожной полиции. Проверяется наличие страховки и в случае её отсутствия принимаются меры. Отсутствие страховки на момент происшествия должно быть отягчающим вину обстоятельством и служить поводом для привлечения к ответственности вплоть до уголовной.

4. Необходимость приобретать специальную страховку может послужить определенным барьером для тех, кто не собирается заниматься перевозкой пассажиров на достаточно постоянной основе. 

Для реализации выше озвученного необходимо законодательно внести обязательное страхование пассажиров для всех видов коммерческих перевозок легковым транспортом. Ввести ответственность за перевозку пассажиров без страховки, прописать в качестве отягчающего вину обстоятельства отсутствие страховки в случае ДТП. Ввести ответственность за передачу заказов, предоставление доступа к информационной базе лицам, не имеющим страховки. Создать единую информационную базу о действующих страховках. 

Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru