«Война двух миллиардеров смещается в Челны»: одолеет ли DiDi «Яндекс» в автограде?

«Война двух миллиардеров смещается в Челны»: одолеет ли DiDi «Яндекс» в автограде?
3 Ноября 2020

Запуская сервис в 15 новых городах, китайский агрегатор заготовил две плохие новости для водителей.

«Чем меньше город, тем сложнее делить аудиторию, а в Челнах она консервативная», — предупреждают эксперты, оценивая шансы DiDi на лидерство в автограде. Неудачная попытка взять Казань привела агрегатора в города с населением до 500 тыс. человек, но условия там будут хуже — комиссия подскочила в 2 раза, а гаранты вновь упали. Но и ради этих «плюшек» разбегутся по родным городам приехавшие на заработки в Казань таксисты Чувашии и Марий Эл — для столицы РТ это чревато дефицитом машин и ростом цен.

DIDI ДОКАТИЛСЯ ДО ПОВОЛЖЬЯ: ГАРАНТЫ СНИЖЕНЫ, КОМИССИЯ ПОДСКОЧИЛА ВДВОЕ

DiDi Chuxing объявил о запуске своей платформы еще в 15 городах России. 6 из них расположены в Поволжье: Чебоксары (включая Новочебоксарск), Оренбург, Ижевск, Йошкар-Ола, Пенза и второй по численности город Татарстана — Набережные Челны. Еще 9 — в Центральной России: Белгород, Курск, Липецк, Тверь, Брянск, Владимир, Рязань, Тула, Тамбов.

Таким образом, китайский агрегатор продолжает ползучую интеграцию в небольшие города с населением до 500 тыс. человек, не решаясь заходить в столицы и сторонясь даже миллионников. DiDi также заявляет о том, что откроет для водителей точку «Б» — конечную остановку. Многих водителей отпугивало, что до прибытия на место выполнения заказа они не видели, куда и как далеко им везти пассажира, и теперь данный гештальт будет закрыт. 

На этом хорошие новости заканчиваются, потому что комиссия агрегатора взлетает с 5 до 9,5% «в течение периода запуска», уточняет пресс-служба DiDi. Другими словами, по истечении указанного периода она может еще увеличиться.

Вторая плохая новость — водители в других регионах не увидят «космических» гарантов Казани. Об этом на презентации, посвященной выходу в регионы, рассказал представитель команды DiDi по имени Юрий (фамилию он не назвал). По его словам, гарантированный суточный заработок для водителей во всех объявленных городах, включая Челны, составит 9 тыс. рублей для брендированных автомобилей за 40 поездок. «В зависимости от города они могут немного варьироваться», — добавил Юрий и в качестве утешения пообещал «особые условия» и «много интересных промоакций». А первые 200 зарегистрировавшихся в ПФО (300 в ЦФО) водителей получат нулевую комиссию до конца года. 

Зато жителей перечисленных городов помимо скидок на такси от DiDi ожидают бесплатные поездки по пятницам — именно таким соусом китайский агрегатор умасливал пассажиров в Казани.

Напомним, запуск DiDi в Казани резко повысил привлекательность столицы Татарстана для таксистов, и они потянулись сюда на заработки даже из соседних регионов. Причина в увеличении размера гарантированных выплат за смену почти в 2 раза — с 5–6 тыс. рублей до 11 тыс. для брендированных автомобилей DiDi (для обычных водителей — до 10 тыс.), а размер пятничного вознаграждения составил небывалые 13 тысяч. В ответ на этот ход «Яндекс.Такси» поднял гаранты для водителей до 10 тыс. рублей для брендированных автомобилей и 9 тыс. для обычных. Это превратило Казань в настоящую мекку для таксистов, и число водителей из других регионов значительно увеличилось. Не отпугнуло их и первое понижение гаранта — сейчас водители DiDi за выполнение 40 заявок могут получить максимум 8,5 тыс. рублей для небрендированных автомобилей и 10,5 тыс. для брендированных. 

«НАБОР СОТРУДНИКОВ УЖЕ НЕДЕЛЮ ИДЕТ, ВОДИТЕЛИ ГОВОРЯТ — ДАВАЙ, ПОДКЛЮЧАЙ»

Как рассказал корреспонденту владелец одного из таксопарков в Челнах Рафаэль Абелян, из других регионов в Казани водителей работало очень много. «Я с местными общаюсь, говорят, что приехали из Самары, Чувашии, Марий Эл, — говорит Абелян. — Теперь они разбегутся обратно по своим городам и резко сократится число водителей на линии. Заказов уже сейчас не так много, если водителей меньше станет, то в „Яндексе“ поднимутся цены на поездки для пассажиров».   

Водители из автограда в период повышения гарантов также выезжали на заработки в Казань. Правда, на работу они устраивались не в DiDi. «Я со многими водителями общаюсь, они переезжали ради гарантов „Яндекс.Такси“ — им проще выполнить 40 коротких по длине поездки заказов и получить гарант в 10 тыс. рублей, — говорит Абелян. — А в DiDi подачи дальние, а сами поездки длинные, за смену 40 заказов с таким подходом не сделать. Кроме того — сырая программа, навигатор не очень удобный, да и клиенты непонятные».

Но все это не снизило интерес челнинских водителей к запуску DiDi. «Набор сотрудников уже неделю идет, водители говорят — давай, подключай (к DiDi — прим. ред.) — говорит собеседник издания. — Раньше два миллиардера (основатель DiDi Чэн Вэй и основатель „Яндекса“ Аркадий Волож — прим. ред.) воевали между собой в Казани, теперь война смещается в Челны». Напомним, заходя в Казань DiDi декларировал главную цель — победить крупнейшего конкурента — «Яндекс». Впрочем, пока китайский агрегатор не спешит праздновать победу, да и водители признают, что пальма первенства все еще у отечественной компании.

Сейчас разница в гарантах «Яндекса» между Челнами и Казанью существенная. В автограде за 45 поездок водители на брендированном автомобиле получают 6300, на обычном — 5700. Судя по опыту Казани, повышение гарантированных выплат в «Яндекс.Такси» для автограда — вопрос времени, на это уповают и водители. 

В разговоре с нашим корреспондентом Абелян вспомнил, что когда «Яндекс.Такси» заходил в Челны в 2016 году ситуация развивалась по похожему сценарию. «Многие водители туда (в „Яндекс.Такси“ — прим. ред.) побежали, „раскатывали“, хорошие деньги получали, а потом обратно вернулись в свои такси, когда „Яндекс“ перестал доплачивать. Так же будет и в DiDi» — полагает он.

«НА МАЛЕНЬКИХ РЫНКАХ МЕСТА ХВАТАЕТ НЕ ВСЕМ».

Пресс-секретарь сервиса «Максим» Павел Стенников признал, что в Казани появилось больше водителей на заказах с номерами других регионов. Но повышение комиссии и снижение гарантированного заработка оттолкнут иногородних водителей от китайской компании, а местные таксисты будут чаще включать приложения российских агрегаторов. «Так уже и происходит, — заверил собеседник „БИЗНЕС Online“. — В сервисе „Максим“ увеличивается количество заказов и число активных водителей. Пассажиры и водители попробовали новый сервис и какие-то выводы для себя сделали. Это нормально. Демпинг всегда заканчивается».

По словам Стенникова, теперь, когда размер комиссии и доплат постепенно перестает быть решающим фактором, водители ориентируются на другие условия. «Им важно сразу видеть всю информацию о заказе — начальный и конечный адреса, стоимость поездки, — говорит он. — Важно, когда программные алгоритмы предлагают заказы с минимальным пробегом до адреса подачи и адекватно рассчитывают цену, формируют цепочки заказов по пути. Все то, что делает работу водителя эффективной и удобной».

По мнению собеседника издания, с выходом DiDi в Челнах обострится конкуренция между агрегаторами. «Разница в том, что в большом городе компании проще найти аудиторию, которой будет хватать для рентабельной деятельности, — говорит он. — Чем меньше города, тем сложнее делить активную аудиторию, она еще и консервативнее. На маленьких рынках места хватает не всем». 

«Лично нашей компании DiDi почти никак не помешал, общий отток водителей в Казани составил порядка 2%, почти все вернулись, как только свернули супердоплаты, — сообщил нашему корреспонденту на условиях анонимности представитель крупного федерального агрегатора. — Наши водители лояльные, они уже вернулись после выхода DiDi, а вот после карантина — нет. Кто-то уехал домой (в республику — прим. ред.), другие заболели, не могут оплачивать кредиты и им пришлось продать машину — у всех разные причины. Поэтому по числу водителей мы до сих пор не можем выйти на докарантинный период».

Выход DiDi в другие регионы означает, что у агрегаторов в этих городах будет такой же временный отток водителей, как было в Казани. «Они правильно сделали, что пошли в небольшие города, миллионники им пока не под силу, — одобрил направление экспансии собеседник издания. — В Казань влили огромные деньги, а после снижение доплат все водители вернулись восвояси. Маленькие города „купить“ дешевле».

Источник


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru