Таксисты катятся к дефолту

Таксисты катятся к дефолту
4 Июня 2014

Сетевой бизнес вытесняет легальные такси с амурских дорог

 «Я один воспитываю двоих детей. Видите, сам сижу за рулем, потому что заказов практически нет, водители увольняются, — возмущается руководитель компании такси, которая больше десяти лет успешно работала на транспортном рынке Благовещенска, а сегодня на грани банкротства.  —  Что удивляет, давления на нелегалов по большому счету нет — ни политического, ни экономического, ни административного. Так, идет шумиха для галочки. А мы потихоньку умираем». По словам предпринимателя, половина легального автопарка таксомоторов  областного центра простаивает на улице. Два крупных федеральных игрока — служба сетевых заказов такси «Максим» и «ВезиТакси» — демпинговой ценовой политикой довели до разорения и заставили уйти в тень уже десятки местных ИП.  

Сетевые конкуренты уводят у местных такси клиентов

Влияние теневого бизнеса на экономику региона  стало также темой круглого стола в амурском правительстве. По словам представителей надзорных и силовых ведомств, самой непрозрачной сферой является отрасль пассажирских перевозок, и в частности — таксомоторный бизнес.

Западные компании сетевого формата зашли на рынок Приамурья  меньше года  назад и получили целый ряд преимуществ перед легальными перевозчиками. Для водителей это мгновенный доступ к началу деятельности и возможность работать по желанию без каких-либо обязательств.  А для пассажира это цена на услуги нелегального такси, которая может быть сопоставима со стоимостью проезда  общественным транспортом. «Если  едут четыре человека,  то каждый заплатит примерно столько же,  как за проезд в маршрутке. Легальный перевозчик, можно сказать, попал в дефолт», — констатируют  предприниматели, подкрепляя свои слова вескими доводами и цифрами. 

Однако выдавить с рынка теневиков и бомбил, которых особенно много расплодилось в последнее время, сегодня не могут даже усилиями полиции. «Теневой бизнес сверхприбыльный, и голыми руками его не возьмешь. Для эффективной борьбы нужны сильные законодательные и экономические рычаги», — признают люди в погонах.

— Сетевые конкуренты отсекли у нас порядка 40 процентов платежеспособных клиентов, — жалуются  легальные перевозчики. И это еще полбеды.  Многие водители, которые трудятся в сфере золотодобычи,  на строительстве дорог и  всегда подрабатывали в легальном такси между вахтами,  сейчас ушли в тень — на своих автомобилях работают в сетевых компаниях. 

Может, вам «Мерседес» к подъезду?

Лицензированное такси должно иметь собственный парк оборудованных машин и диспетчерскую службу, а также проверять состояние здоровья водителей и техническое состояние авто перед выходом на линию. Кроме этого, предприниматель обязан предоставить гарантии стабильности для водителя, обозначив  достойную зарплату, налоговые обязательства и полис ОСАГО. К слову, для лицензированного такси страховка стоит в 2,5—3 раза дороже, чем для физического лица.

Чтобы стать нелегальным таксистом, достаточно иметь машину, мобильник и установленное интернет-приложение. От каждой заявки шофер отчисляет единому оператору 10 процентов от стоимости заказа. Цены у таких водителей ниже, но гарантии качества услуги и безопасности в этом случае никто не дает.

— Уже через пять минут после того, как включил сотовый, ты можешь получить заказ.  На чем ты поехал его выполнять, никого не волнует. Езжай хоть на тазике. А когда пассажиры начинают возмущаться из-за того, что долго пришлось ждать машину или по поводу неадекватного поведения водителя, московский диспетчер отвечает: «А что вы хотели, чтобы вам за 70 рублей «Мерседес» подали к подъезду?!  Едете за копейки, так и молчите».  И молчат, — пожал плечами руководитель одной из таксомоторных компаний Дмитрий Савенков. — Люди голосуют своим рублем, не задумываясь о том, что будет с транспортным рынком города завтра.

Нет стабильности — нет и развития

— Мы ведем бизнес законно и при этом вынуждены оправдываться. Потому что «сетевики» организовали против нас черный пиар  и представляют  заевшимися жлобами, которые держат цену, — прозвучало на круглом столе.

Легальные перевозчики разложили по полочкам свои расходы по ведению бизнеса. Вот их ценовые аргументы. Стоимость бензина, которым заправляются таксисты, за последние пять лет возросла с 18 рублей 30 копеек до 31 рубля за литр.  Стоимость страхового возмещения по ОСАГО для Renault Logan — одной из самых популярных моделей на рынке таксомоторов — с 2011 года выросла в два раза. При этом, если посмотреть статистику перевозок легальных такси в Благовещенске, то цена существенно не изменилась. В 2009 году можно было доехать из микрорайона  до города за 120 рублей, сегодня за вояж по этому маршруту  обойдется от 130 до 150 рублей.

При сложившейся ситуации развитие службы такси невозможно. Неудивительно, что в последнее время местные компании, занимающиеся перевозками, перестали закупать новые машины. Это подтвердили АП и в отделе продаж компании «Атик Моторс».  За второе полугодие 2012 года в такси города Благовещенска автосалон продал 40  автомобилей, в том числе 34 Renault Logan — выпуск этой марки лоббировало государство для российских такси. За  весь 2013 год  перевозчики областного центра  приобрели 60 автомобилей, а за 5 месяцев этого года — всего 2.  

— Мы не видим смысла брать кредиты или вкладывать свои деньги в развитие бизнеса при нынешней ситуации, — констатируют легальные перевозчики. — За год добьем все автомобили, которые приобретали раньше. В лучшем случае будем покупать дешевые «дрова» японского производства.

Насколько безопасно мы, пассажиры, будем чувствовать себя в авто с  большой  автоисторией, — это вопрос. А разве от бомбилы, который довозит нас по дешевке, мы требуем гарантию безопасности? 

Куда едем?

— Мы вот сидим, а сейчас какой-то нелегал везет очередного пассажира. И неизвестно еще, куда он его привезет: по месту назначения или на больничную койку, — заметил министр транспорта  и дорожного хозяйства области Сергей Садовников.

Чиновник выразил недовольство подходом к проблеме нелегальных перевозок сотрудниками ГИБДД и привел конкретные примеры:

— Иногда доходит до парадоксов. Записываем номер машины, сообщаем, что нелегал занимается перевозкой пассажиров, а нам дают ответ: «Извините, такого номера нет». Отправляем специалиста, фотографируем: вот она машина, вот он номер. И снова получаем ответ: «Такого номера не существует в природе».  Вот яркий пример формального подхода к делу.  Большинство присутствующих здесь — государственные служащие.  Мы живем на налоги, которые получаем, в том числе от легального транспортного сектора. За счет теневого бизнеса мы никогда не проживем.  Тогда сами вынуждены будем пойти либо в нелегалы, либо торговать китайским ширпотребом на рынке.  Давайте говорить предметно: что мешает проявить принципиальность и навести порядок в этом деле?

Машину изъяли, а завтра отдали  

Первым за полицию ответил начальник отдела организации применения административного законодательства УМВД России по Амурской области Алексей Каржов. Он привел цифры: в 2013 году  у нелегалов было изъято  2 транспортных средства,  с начала этого года — уже 7.  

 — Мы с большим трудом запускали работу по изъятию авто у нелегальных перевозчиков.  И сейчас она  продвигает с большими проблемами.  В чем причина? К сожалению, правовой механизм, который дали нам в руки, не всегда и не везде работает, — пояснил представитель УМВД. — Административные дела транспортной направленности рассматриваются по ходатайству нарушителя в суде, как правило, в первые сутки. И в эти же сутки он может забрать машину со штрафстоянки.  Не идут наши суды на конфискацию, чтобы лишить нелегала  права использовать машину в качестве средства для получения незаконной прибыли.

Как правило, нарушитель заявляет в суде, что ему надо везти ребенка в садик, жену в больницу… Доказать это ему труда не составляет.  Суд оставляет ему машину, а через день он снова занимается нелегальными перевозками.

Работать надо ежедневно, а не в рамках ОПМ

Со стороны силовиков поступило предложение, которое поддержали другие участники встречи: необходимо создать постоянно действующую группу, в которую бы вошли представители всех заинтересованных  подразделений и ведомств. Они будут регулярно отчитываться  перед минтрансом и своим руководством за полученные результаты в ежедневном режиме, а не только по результатам ОПМ «Нелегальный перевозчик».

— Если будем проводить только оперативно-профилактические мероприятия от случая к случаю,  как бы мы ни старались, не добьемся ощутимого результата.  Нужно подготовить совместный ведомственный приказ, но сначала дать юридическую оценку деятельности  службам сетевых заказов такси «Максим» и «ВезиТакси», посмотреть, правомерно ли они работают, какие налоги платят, — предложил Алексей Каржов. —  Губернатор области  имеет право обратиться  с запросом в центральный аппарат МВД  или ГУВД Москвы, чтобы выяснить это.

Можно ли убрать рекламу «сетевого» такси?

 — Есть доказанные случаи,  подтверждающие, что деятельность сетевых компаний «ВезиТакси» и «Максим» способствует развитию нелегального предпринимательства.  Имеем ли мы право демонтировать рекламу названных фирм  с общественного транспорта и улиц Благовещенска?  — поинтересовались легальные перевозчики.

—  Подобные предложения  — это крик души, но махать шашкой, как Чапаев, здесь нельзя, —  предостерегла  заместитель руководителя управления федеральной антимонопольной службы по Амурской области Ирина Крайнова. —  В данном случае рекламу надо делить на две составляющие. Первая — это реклама  службы заказа, и вторая — уже непосредственно реклама оказания услуг такси.  И мы работаем реально в данном направлении.  29 мая  ООО «ВезиТакси» уже получило 100 тысяч штрафа. Сейчас готовим еще одну «административку». 

Штрафы для юридических лиц немалые — от 100 тысяч до полумиллиона рублей.  Главная сложность — это обеспечить в суде мощную доказательную базу.  Ирина Петровна призвала полицию и надзорные органы активнее работать в комиссиях и экспертном совете антимонопольного комитета, ярче и конкретнее высвечивая свою позицию.

— Мы нашли способ, как демонтировать рекламу сетевой  службы заказов такси, размещенную на троллейбусах, — дополнил начальник отдела организации транспортного обслуживания населения управления потребительского рынка администрации Благовещенска Юрий Грязнов. — По автобусам автоколонны 1275  тоже готов проект расторжения договора на предоставление рекламы. В августе ее уберут  с муниципальных  автобусов. Обсуждали этот вопрос и с руководством компании  «Горсвет». Они сейчас решают, как законным путем избавиться от рекламы на опорах наружного освещения.

Рейды на теневиков

Представитель мэрии  обратился к сотрудникам ГИБДД с предложением активизировать работу с нелегалами не только по привлечению их к ответственности по статье за незаконную предпринимательскую деятельность, работу без шашечек, но и чаще наказывать их и за нарушение правил дорожного движения. 

Зачастую бомбилы стоят там, где есть дорожные знаки,  запрещающие стоянку. В частности, это городская привокзальная  площадь, где водители-теневики не дают нормально двигаться общественному транспорту, блокируют работу легальных легковых такси.  Штрафы за это грозят весьма ощутимые для кошелька: стоянка на автобусной остановке — 1000 рублей, стоянка под знаком для инвалидов, которые постоянно заполнены и самим инвалидам там места не остается,  — 3000 рублей. Заниматься извозом нелегалам должно быть экономически невыгодно, и тогда они будут выходить из тени.

Как рос ценник на бензин — смотри ЗДЕСЬ

Во что обходится такси легальному перевозчику:

Покраска машины — 25 тысяч рублей

Предрейсовый медосмотр водителя в месяц — 3 тысячи рублей       

Предрейсовый техосмотр в месяц — 3 тысячи рублей 

Страховка такси годовая — 20 тысяч рублей

Лицензия на перевозку пассажиров — 1000 рублей

Ежеквартальный налог с каждой машины — 4500 рублей

Смена чехлов раз в 3—6 месяцев — 3000 рублей  

Расход бензина в сутки — 1500 рублей

Смена фильтров и масла ежемесячно — 1500 рублей

Сезонная смена колес — 8 тысяч рублей

Текущий ремонт в 3—6 месяцев — 5000 тысяч рублей 

ЦИТАТЫ 

Сергей Садовников, министр транспорта и дорожного хозяйства  Амурской области:

«В боксе можно 12 раундов боксировать и ничего не добиться, а можно выйти и после первого раунда отправить противника в нокаут.  Создать постоянную группу — не вопрос. Какая конкретно помощь нужна от минтранса  — выделить для участников рабочей группы отдельный кабинет? Это решить можно.  Но готовы ли ведомства, к примеру, УМВД предоставить специалистов  для этой группы?   И потом, не забывайте, что кроме нелегалов у нас существуют еще и легальные перевозчики, с которыми тоже надо работать.  А то получится, как с постами весового контроля. Все кричали:  «Многотонники разбивают городские дороги, надо срочно что-то делать!»  Мы купили два весовых контроля, потратили на это из бюджета семь миллионов рублей, а теперь нам говорят: «Извините, мы не можем все машины  проверить — нам людей не хватает».   Давайте будем последовательны».

Алексей Каржов, начальник отдела организации применения административного законодательства УМВД:

«За незаконную деятельность на нелегалов может быть наложен штраф, мы вправе поставить автомобиль на арестплощадку до выяснения обстоятельств. Но  ликвидировать службы заказа такси полиция не в силах. Согласно документам, такие компании не занимаются перевозкой пассажиров, а просто информируют водителей о том, что клиент нуждается в услугах перевозки».

Юрий Назаров,  замначальника отдела Управления ГИБДД регионального УМВД:

«Мы проводим колоссальную работу, тратим много сил и времени, выявляя водителей-нелегалов, а в итоге получается, что работаем на корзину. Результата это не дает. Суды выносят решения в пользу нарушителей, не задумываясь об экономической составляющей вопроса».  

Наталья Саблук, помощник руководителя Управления Роспотребнадзора по Амурской области:

«Любая организация должна платить налоги там, где ведет де­ятельность. На государственном уровне пора принимать решение. Экономика сама выбьет почву из-под ног желающих работать только на свой карман».

Дмитрий Савенков, индивидуальный предприниматель: 

«Мы не видим смысла брать кредиты или вкладывать свои деньги в развитие бизнеса при нынешней ситуации. За год добьем все автомобили, которые покупали, и город будет ездить на нелегалах». 

Евгений Хабарин, индивидуальный предприниматель:

«Уходу в тень способствуют высокие налоги, как только они снижаются, бизнес поднимает голову. Кто-то выходит из тени, понимая, что дальше подвергаться риску невыгод­но: закроют, оштрафуют. Гайки закручиваются — бизнес уходит в тень. Важно найти ту грань,  когда предпри­нимательство выгодно и человеку, и государству».

Дмитрий Чабанюк, предприниматель:

«Хозяева хорошо организованных  федеральных сетей такси, как правило, обитают в Москве или в городах Сибири. Туда, естественно, уходят все доходы.  Сомнительно, что ими делятся с государством».

 

Для справки:

120 рублей составляла такса легальных фирм по маршруту микрорайон — город в 2009 году.

130 рублей — ценник за поездку из микрорайона в центр в 2012 году. 

150 рублей — стоимость  проезда у легальных бизнесменов  в центр Благовещенска из микрорайона в 2014 году        

Источник: http://www.ampravda.ru/


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru