Шашечки или ехать: баталии вокруг закона о такси

Шашечки или ехать: баталии вокруг закона о такси
30 Сентября 2014

В настоящее время все больше споров разгорается вокруг регулирования деятельности таксомоторной сферы. Сразу две инициативы, посвященные этой теме, были представлены депутатами Госдумы – Вячеславом Лысаковым и Александром Старовойтовым.

Законопроект лидера "Автомобильной России" Лысакова прошел первое чтение и сейчас находится на доработке. Документом предлагается возложить всю ответственность за нелегальный извоз на пойманых водителей, а не на диспетчерские службы. Такой подход вызвал много возмущение в среде таксистов. Большинство из них поддержали инициативу депутата партии ЛДПР Старовойтова, который вместо этого предложил запретить деятельность проекта Uber как иностранной диспетчерской компании, работающей на бюджет США.

Подробнее о письме Старовойтова, которое он направил Путину и Медведеву >>

Вот что говорит председатель межрегионального транспортного профсоюза Роман Круглов: "На самом деле, в стране существует больше десятка различных сетевых компаний ("такси"), которые действуют практически во всех регионах РФ. Москву сейчас тоже активно атакуют такие сетевые компании, как "Максим", "Сатурн", "Везет". Их деятельность крайне опасна как для пассажиров, так и для всей таксомоторной области в частности. Дело в том, что колл-центр, в который вы звоните, заказывая машину, находится совсем в другом городе и даже регионе. Если говорить о компании "Максим", например, то у них колл-центр находится в городе Курган, и когда вы набираете прямой московский номер, то  все равно попадаете в Курган. Там заказ принимается, обрабатывается и затем через интернет передается водителю, который будет этот заказ выполнять. А в самой Москве никакого официального филиала  или должностного лица данной компании не присутствует. То есть предъявить претензии в случае нарушения прав или ДТП будет просто некому".  

Также Круглов высказал предположение, что нынешний законопроект Вячеслава Лысакова тоже лоббируется подобной диспетчерской службой под названием "Сатурн", сервер которой находится за границей. 

Депутат Лысаков о своей инициативе и о Старовойтове >>

"Законопроект, который сейчас предлагает Лысаков, отразится на компании "Сатурн" только благоприятным образом, потому что в нем прописана такая норма, что диспетчерская компания не несет ответственности за передачу информации непосредственно исполнителю. На самом деле в этом проекте вообще нет такого понятия, как диспетчерская служба такси, оно там никак не раскрывается, то есть нет самой формулировки, что же такое служба заказа такси. Соответственно, даже если какая-то проверка придет в такую диспетчерскую, то не сможет доказать, что это именно то, чем оно является", - рассказал Роман Круглов.

По мнению председателя межрегионального транспортного профсоюза, новый законопроект угрожает всей отрасли российского легального такси, так как рушит сложившийся рынок цен. Эту позицию разделяют и сами таксисты, которые сегодня устрорили массовые акции протестов по всей стране.

"Дело в том, что сетевики никаких новых способов работы и привилегий не предлагают, но на рынок же как-то зайти нужно и завоевать какой-то регион,  поэтому единственное, чем они могут воспользоваться, является деньги. Они заходят на рынок и сразу роняют цены. Но на сегодняшний день на региональном рынке такси и так серьезная конкуренция, цены и так находятся на грани рентабельности, падать им уже некуда. И когда такие компании, как "Сатурн", заходят на региональные рынки, они полностью рушат ценовую политику в регионе, получается, что работать уже невыгодно, и профессиональные водители на хороших машинах вынуждены уходить из этого бизнеса. В итоге мы видим на дорогах дешевые и убитые машины, видим гастарбайтеров за рулем – все это минус демпинговой политики. Поэтому работа таких сетевых компаний наносит непоправимый урон всему рынку и репутации, пассажиры сейчас уже ни во что не ставят таксиста, так как он работает очень дешево", - объяснил эксперт.

Круглов отметил, что "сами пассажиры, конечно же, будут рады, у нас ментальность у людей такая, что им главное – дешево, но безопасность в данном случае сильно страдает".

Подробнее о рисках, связанных с сервисом Uber как удаленной диспетчерской такси, мы попросили рассказать самого инициатора запрета депутата Александра Старовойтова. Он начал с того, что обозначил главную, на его взгляд, проблему таксомоторной области: "Основная проблема отрасли такси – это наличие Вячеслава Ивановича Лысакова. Внесенный им законопроект взбудоражил все профессиональное общество такси, как только прошли его первые публикации. И за все время с тех пор, как этот законопроект был внесен, я не видел ни одного профессионального сообщества из какого-то региона Российской Федерации, ни одного уполномоченного органа, который бы дал положительное заключение на эту инициативу".

Затем Александр Старовойтов обратился к самой идее запрета иностранного сервиса, пояснив, что "Uber – это транснациональная американская компания, которую профинансировал Гугл, и я считаю, что в рамках санкций, введенных Америкой и ЕС в отношении РФ, абсолютно неправильно пускать к нам американскую компанию, которая будет выкачивать из страны деньги".

"Давайте учиться на чужих ошибках, а не на своих, сейчас везде много информации о том, как Uber обрушил рынки легального такси более чем 50 стран мира. Стоит ли экспериментировать в России? Ответственность для нелегальных перевозчиков – это все хорошо, она должна быть, но, в первую очередь, нужно все-таки бороться не со следствием, а с причиной. Главное – заставить диспетчерские службы работать только с легальными таксистами, которые платят налоги и соответствуют всем действующим нормам российского законодательства", - добавил депутат.

Вячеслав Лысаков отказался комментировать высказывания своих оппонентов, сославшись на свое прежнее утверждение: "Старовойтов просто пиарится".

"Меня точка зрения Старовойтова и Круглова не интересует, мало ли, что они там считают, они имеют на это полное право. Они так считают, а я по-другому. Насколько американское такси Uber навредит нашей отрасли, не знаю, не изучал этот вопрос. Могу сказать, что сейчас я нахожусь на международной конференции по такси "Крым-2014", где собрались 400 человек, все эксперты и представители общественных организаций и профессиональных союзов, а также сами таксисты. Мы обсуждаем как раз комплексный законопроект, который прошел первое чтение в Госдуме, нравится это кому-то или нет. Если его поддержали в первом чтении, то над ним будет идти дальнейшая работа.  Это первый системный комплексный проект закона, который будет регулировать всю отрасль на ближайшие годы", - рассказал лидер партии "Автомобильная Россия". 

Свое мнение на счет новых законопроектов высказал и известный автомобильный эксперт Сергей Асланян, который считает, что "у нас главный рефрен всего, что происходит сегодня в стране, особенно с позиции законодателя, – это безопасность. Важнейшая тема – это безопасность страны, граждан, экономики, и поэтому если вдруг где-то кто-то научился не отдавать деньги государству, это опасность № 1".

"Безопасностью является грабеж всех в пользу государства. Это главное, ради чего на сегодняшний день в принципе существует вся законодательная система нашей страны, и депутаты очень четко пошли "скрести по сусекам".

Совсем скоро будет утвержден бюджет на два года, согласно которому нам конец, потому что там нет здравоохранения, нет социальных нужд, есть только война, силовики и секретные операции. Именно поэтому законодатели верхнего эшелона лоббируют интересы налоговиков, чтобы поднять плату за все – налог на землю, новый налог на недвижимость и куча поборов с автомобилистов. И на этом фоне упускать какой-то маленький ручеек человеческой выгоды, когда кто-то может себе позволить заказать такси на три копейки дешевле, тоже опасно для страны", - пояснил свою точку зрения журналист.

Как и большинство пассажиров, Асланян не видит в устранении конкуренции ничего хорошего, ведь "до тех пор, пока есть конкуренция, легальные такси хоть как-то стараются себя вести прилично, хотя в принципе и так уже давно обнаглели".

"Рынок такси до сих пор никто посчитать не может, но понятно, что там миллиарды и эти миллиарды мимо рта. 

У государства сейчас нет возможности не обращать внимания на мелочи, поэтому скоро будет прорежен весь иностранный рынок услуг, я не удивлюсь, что скоро запретят какое-нибудь иностранное мороженое или алкоголь. Поэтому идея запрета альтернативы на рынке частного извоза через какое-то время может стать совершенно нормальным законом, не позволяющим дергаться в эту сторону", - предположил Сергей Асланян.

В итоге получается, что для пассажира зачастую нет разницы между "легальным" и "нелегальным" такси, так как оба варианта сервиса работают через удаленные диспетчерские. А попытки жесткого законодательного регулирования сегодня больше отдают лоббизмом, чем реальной заботой о выгоде пассажиров.

Источник


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru