Отрасль такси на грани пропасти

Отрасль такси на грани пропасти
28 Сентября 2014

Почему количество заказов в такси резко снизилось, а число ДТП с участием частных перевозчиков выросло? Кто в ближайшее время придет работать в данную отрасль и чего бояться клиентам? 

Вырастут ли тарифы на услуги перевозчиков? Что ждет таксистов и их пассажиров с вступлением в законную силу нового законопроекта о деятельности такси? 

Об этом и многом другом – в эксклюзивном интервью председателя Межрегионального транспортного профсоюза, члена Общественной палаты Ивановской области Романа Круглова.

- Роман Владимирович, наш серьезный разговор предлагаю начать с общей характеристики положения дел в такси.

- Сейчас отрасль такси на грани пропасти. Это не пустые слова. Это реальность, к сожалению. Число заказов существенно снизилось по сравнению с прошлым годом. Сфера услуг – самый рисковый бизнес. От таких услуг как такси, люди в тяжелые времена отказываются в первую очередь.

Параллельно с этой тенденцией в сферу такси пришло много случайных людей – без опыта работы, с водительским стажем менее года (хотя таксистом должен быть водитель с 3-летним стажем), на старых, разваливающихся автомобилях. С такими, мягко говоря, непрофессионалами сотрудничают так называемые службы заказа такси. 

Водители часто не знают город, машины старые и грязные, по большей части. Зачастую это не ивановцы, а жители небольших населенных пунктов, где с работой тяжело.

И стоит ждать очередного наплыва непрофессионалов в эту сферу, потому что экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Многим нужно гасить ипотечные и кредитные платежи. Люди, которые имеют водительское удостоверение и машины, будут вынуждены где-то искать дополнительный доход. И они готовы трудиться за копейки. 

Потому особенно тяжело будет выживать тем компаниям такси, которые владеют собственным парком, особенно если он приобретен в лизинг и кредит. А вот так называемые службы заказа такси остаются в плюсе.

- Тарифы на услуги такси вырастут в ближайшее время? 

- Работа таксиста напрямую зависит от стоимости бензина и запчастей. А они подорожали значительно. Выросла и стоимость транспортных средств. Многие перевозчики настроены на то, чтобы тарифы в г. Иванове на услуги такси повысить. Будем обсуждать: а возможно ли это вообще – поднять тарифы в такой кризисной ситуации? Особенно на фоне деятельности некоторых сетевых компаний заказа такси, работающих в Иванове.

- В последнее время в сводках ГИБДД все чаще стали мелькать сообщения об авариях с участием такси. Это следствие того, что на дорогу выехали непрофессионалы, как вы сказали, случайные люди?

- В том числе. Вспомните, около месяца назад в ДТП на улице Некрасова в Иванове попал таксист на автомобиле «ВАЗ-2111». Он принял заказ от одной из популярных сетевых служб заказа такси, вышел на линию, будучи лишенным права управлять транспортным средством. При столкновении с другим автомобилем пассажирка такси сильно пострадала, получив травму позвоночника. Но она не вправе рассчитывать на какие-либо компенсации со стороны диспетчерской, даже через суд. Попытаться получить компенсацию с самого водителя можно. Но сложно будет исполнить решение судебных органов.

- Почему?

- Дело в том, что в такси занято большое количество людей, которые либо не имеют гражданства РФ, либо у них только есть вид на жительство в РФ. Если такой водитель совершат правонарушение, которое повлечет за собой человеческие жертвы, он может просто уехать к себе на родину. Случаев экстрадиции по таксистам у нас в Иванове еще не было. А в Москве уже были случаи, когда водитель-гастарбайтер попадал в аварию, в которой погибал пассажир, а таксист скрывался у себя на родине.

- Что сейчас делать пассажирам? Объявить бойкот таким службам? Ведь они заманивают низкими ценами…

- Человек должен понимать ту опасность, которой подвергают его жизнь такие водители. Но, к сожалению, осознание часто приходит лишь тогда, когда случается трагедия. 

Долгое время мы с коллегами из других городов пытались докричаться до пассажиров. Но для пассажиров до сих пор решающим фактором остается цена. И клиентов понять можно: люди пытаются сэкономить деньги. При этом не вникают в хитросплетения российского законодательства, хотя они и делать-то этого не должны. 

Человек, который заказал себе машину, должен быть абсолютно уверен, что если его некачественно обслужат, или он попадет в ДТП и пострадает, он получит компенсацию от фирмы.

А сейчас большая часть таксомоторных компаний всей России (не только нашего города) будут пытаться этой ответственности всячески избегать и перекладывать ее на водителя. Трагедия в Туле. За неделю до ивановского происшествия на улице Некрасова, 22-летняя девушка погибла в ДТП в такси. Заказ таксисту передала та же сетевая служба заказа такси, что и в случае с ДТП в Иваново. 

Сначала компания громко заявила о том, что родственникам выплатят компенсацию. Но через неделю заявила: мы здесь ни при чем, все требуйте с водителя.

Так что никакой уверенности в безопасности своей поездки, своей жизни у пассажиров, которые пользуются услугами сетевых компаний такси, нет.

- Роман Владимирович, сейчас достаточно заглянуть на форумы, пообщаться с представителями такси из крупных солидных компаний, чтобы увидеть: сообщество такси бушует. Негодует по поводу нового законопроекта, предложенного депутатом Госдумы В. Лысаковым?

- Летом этого года проходило два серьезных мероприятия в сфере такси – Международная конференция в Новосибирске и Международный Евразийский форум в Санкт-Петербурге, где приняли участие эксперты из США, Германии, Белоруссии, Казахстана и других стран. В числе прочих вопросов и в Новосибирске и в Санкт-Петербурге обсуждался и этот законопроект, которому в ходе обсуждений была дана резко негативная оценка всеми присутствующими экспертами. 

Он действительно крайне несовершенен и неграмотен с точки зрения законодательства, поскольку ряд его норм откровенно противоречат действующим федеральным законам.

Данный законопроект большинство экспертов таксистского профессионального сообщества признают абсолютно неприемлемым в нынешнем виде. Он направлен на то, чтобы полностью освободить от какой-либо ответственности диспетчерские службы такси, в первую очередь, сетевые компании.

В целом, суть законопроекта, который, кстати, уже был рассмотрен и принят в первом чтении, сводится примерно к следующему: «Лицо, принявшее заказ и потом передавшее этот заказ на выполнение непосредственно перевозчику (фрахтовщику), освобождается от всякого рода серьезной ответственности». Речь идет о диспетчерских службах. При этом не раскрывается само понятие диспетчерской службы такси, и более того, если служба не зарегистрирована в установленном порядке в соответствующих органах, то она вообще выпадает из правового поля. 

Замечу, что среди профессионалов само по себе понятие «диспетчерская» – это то место, где выписывают путевые листы, а не получают и передают заказы.

А в такси понятие «диспетчерская» стало именно тем самым местом, где от клиента принимаются заказы и передаются для исполнения перевозчику.

- Получается, законопроект, будем говорить прямо, их покрывает?

- Да. Именно поэтому он и вызвал бурю эмоций в таксомоторном сообществе. Дебаты были жаркими. 

29 сентября 2014 года пройдет общероссийская акция, направленная на привлечение внимания общественности и всех уровней власти к проблемам таксомоторной отрасли. На данный момент о своем желании принять участие в акции, заявили более десятка крупных регионов страны, включая регионы Дальнего Востока и Сибири.

- Ивановские таксисты также примут активное участие в акции?

Хватит разваливать такси!- Безусловно! Мы подготовили «говорящие» наклейки со справедливой надписью «Хватит разваливать такси!». Расклеивать их начнем уже на днях и только на те машины, владельцы которых понимают опасность происходящего.

А непосредственно 29 сентября мы проведем общее собрание водителей, где будем говорить на самые животрепещущие темы: на тему сетевых компаний такси, на тему тарифов в такси и пр. Результаты встречи обязательно сообщим читателям газеты «Автотранзит».

Источник


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru