Личный авто или такси?

Личный авто или такси?
16 Января 2015

Давно собирался дотошно посчитать, не выгоднее ли такси, чем личный автомобиль? Я уже проводил подобный расчет для маршрутного транспорта, но автобус — это все-таки дауншифтинг, а хорошее такси в чем-то даже комфортнее личного авто.

Исходные условия я принял такие: каждый будний день ездим на работу на расстояние 7 км. В выходные выбираемся в гости или парк в черте города — два раза в неделю..Раз в месяц катаемся по межгороду в радиусе 120 км (скажем, в Миасс).

Я посчитал расходы для двух типов личных авто: бюджетного нового ценой 350 тысяч рублей (пусть будет Lada Granta) и среднеценового за 700 тысяч рублей (типаCitroen C4, Ford Focus или Volkswagen Golf). Такси тоже взял две разновидности: подешевле (частники) и полноценное.

Понятно, что цифры условные — у каждого своя ситуация, и насчет каждого параметра можно спорить. Но меня интересует даже не точное значение, а порядок величин. 

Расходы на автомобиль, ежегодные, руб. 

Статья расходов

Авто за 350 тысяч рублей

Авто за 700 тысяч рублей

Топливо (пробег — 11 тысяч км, цена топлива — 33 рубля, расход — 10 л/100 км)

36.360

Стоянка (1500 р. в месяц)

18.000

Техобслуживание

5.000

10.000

Шиномонтаж

1.500

2000

ОСАГО

3.500

4.500

КАСКО

Отсутствует

40.000

Потеря стоимости (в первые годы)

30.000

80.000

Мойка

1.200

1.800

Прочие (скребки, омывайка и т.п.)

2.000

3.000

Транспортный налог

750

2500

Итого

96.810

198.160

В данном расчете я беру пробег, рассчитанный исходя из указанных выше условий. Понятно, что имея машину, иной раз мы можем совершить необязательный вояж. Но я не рассматриваю поездки в Сочи или Владивосток на машине: в конце концов, необходимость личного авто для подобных турне вообще очень спорна — иной раз самолет будет оптимальнее по соотношению цена/время/риски. Короче, я учитываю необходимый минимум поездок, чтобы условия были сравнимыми. 

Расходы на такси, ежегодные, руб. 

Расходы

Бюджетное такси (диспетчерская служба)

Полноценное такси (со своим автопарком)

Ежедневные поездки (цена х туда-обратно х количество дней)

120х2х250= 60.000

180х2х250=90.000

Поездки в выходные (цена х туда-обратно х количество дней)

160х2х100=32.000

220х2х100=44.000

Поездки по межгороду (цена километра х количество километров х количество поездок)

8 х 240 х 12 = 23.000

12 х 240 х 12=34.560

Итого

115.000

168.560

Мой грубый расчет показывает, что расходы на автомобиль и такси плюс-минус сравнимы. Тут сразу нужно признать, что я выбрал график не самого мобильного гражданина России, и если у кого-то работа связана с постоянными разъездами, вопрос о такси в принципе не стоит. Чем дешевле машину мы берем, чем меньше о ней заботимся и чем дальше ездим, тем больше экономическая эффективность личного авто.

Помимо цены, конечно, всех волнует удобство. В таблице ниже я собрал плюсы и минусы поездок на такси безотносительно стоимости удовольствия.

Плюсы и минусы такси 

Плюсы

Минусы

Подается к подъезду 

Зимой не нужно греть салон и отскребать лед 

Можно ездить пьяным 

В поездке можно заниматься своими делами или спать 

Минимум хлопот, связанных с содержанием машины 

Минимум нервотрепки из-за ДТП или серьезных поломок 

Можно эффективно сочетать с поездками на общественном транспорте, пешим ходом или велосипедом 

Нет проблем с парковкой

 

Требует большие организационных усилий: спланировать день, позвонить заранее, дождаться 

Больше рисков опоздать 

Возможные проблемы с вызовом в тяжелых погодных условиях (сильный мороз, внезапный снегопад) 

Сложнее поездки с детьми (детское кресло) 

Есть риск нарваться на неадекватного водителя или неисправную/убогую машину 

Необходимо терпеть присутствие кого-то еще в салоне 

Ограниченные возможности спонтанных поездок, особенно на большие расстояния 

Не так престижно/интересно

Как я вижу, почти все отмеченные минусы такси (кроме последнего) — это не минусы вида транспорта, как такового, а проблемы местных операторов. Если представить некую цивилизованную службу, которая к тому же ценит постоянных клиентов, почти все минусы можно свести на нет. В конце концов, и личный автомобиль может сломаться в дороге или застрять на стоянке в снегопад.

Этот небольшой анализ подводит меня к мысли, что такси, в принципе, могло бы стать альтернативой личному автомобилю. Правда, чтобы превратиться из средства для экстренных случаев в каждодневный транспорт, такси должно эволюционировать. Скажем, должны появиться операторы со своим автопарком из одинаковых машин. Должен быть контроль водителей. Должна быть удобная система заказа такси и оплаты (например, посредством электронного приложения — они существуют). Возможно, нужны такси на аглицкий манер с отдельным пассажирским салоном, где ты почти не видишь водителя. Тогда, глядишь, кто-то и доверил бы им свою жизнь в рутинных разъездах. 

Но мои расчеты работают, если человек в принципе отказался от покупки личного авто в пользу такси. Но какой авторитет должны набрать такси для этого? И не будет ли такое такси многократно дороже полуофициальных услуг, которыми мы пользуется сейчас? А если своя машина есть, то оплачивать ее простой на стоянке вроде как совсем глупо.

Я вовсе не призываю всех продать машину и кинуться в объятья таксистов. Но в принципе эффективная служба такси может быть одним из способов сдерживая автомобилизации. Например, хорошее такси вместо второго автомобиля для семьи — чем не вариант?

Источник


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru