Рынок такси в Перми портят нелегалы

Рынок такси в Перми портят нелегалы
18 Февраля 2015

Цивилизованного рынка такси в Перми не будет, пока существуют нелегальные извозчики, серые диспетчерские службы и отсутствует прозрачная схема получения лицензии. С таким заявлением выступили участники круглого стола по проблемам пассажирских перевозок легковым такси на территории Пермского края. Встреча власти и бизнеса была организована в связи с планируемыми изменениями в законодательстве сферы легкового такси. В проблемы Министерства транспорта, ГИБДД и перевозчиков вникал корреспондент Auto.59.ru.

Находиться в тени выгоднее

Достаточно лишь несколько раз воспользоваться услугами пермского такси, чтобы сделать вывод – легальных таксистов, соблюдающих закон в городе единицы. Причем даже те водители, которые озаботились оформлением ИП, получением лицензии, оборудовали свои автомобили соответствующими атрибутами, и они (в последнее время!) уходят обратно в налоговую тень.

Особенностью пермского бизнеса такси является практически полная монополизация рынка тремя крупными диспетчерскими службами. Между тем в федеральном законе №69-ФЗ от 2011 года нет даже упоминания о существовании подобных структур..Ситуация сложилась таким образом, что де-юре диспетчерские службы собирают заявки на перевозки от населения и передают их, якобы таксомоторным паркам и легальным перевозчикам. При этом «Закон о такси» обязаны соблюдать только сами таксисты, так как услугу оказывают именно они.

На деле получается, что в большинстве случаев пассажиров возят обычные водители, которые даже не слышали о таком законе и не имеют понятия о его нормах. По информации от Министерства транспорта Пермского края, в регионе выдано менее пяти тысяч разрешений. Причем цифра приведена без учета уже аннулированных, просроченных и отозванных лицензий.

А у соблюдающих все законы водителей проблем становится только больше. «Чтобы выйти на линию и начать работать я должен выполнить множество процедур, – рассказал о своей работе владелец белой «Короллы» Вячеслав Ильиных. – Сначала нужно найти поликлинику, где бы мне поставили отметку о пройденном медицинском осмотре, выстояв общую очередь. Потом я еду – в другой район города – в автосервис, который имеет право производить предрейсовый осмотр. Причем в каждой организации я должен заплатить. А после всего мне нужно приготовить бланки товарных чеков, заполнить правильно путевой лист и установить световой короб такси на крышу». И это полбеды. Основная масса приключений начинается во время самой работы. Так как автомобиль такси выделяется из общего потока транспорта, ему оказывают повышенное внимание не только пассажиры, но и сотрудники ГИБДД. За одну смену водителя легального такси могут остановить несколько раз только для проверки документов. И если хоть в одной бумажке есть ошибка – штраф.

Кроме того получить ОСАГО для такси почти не реально, хоть этот вид страхования и стоит в два-три раза дороже, чем полис на обычный автомобиль. А еще в конце года таксиста ждут обязательные платежи в налоговую и пенсионный фонд. В 2013 году эти сборы составили почти 50 тысяч рублей. Если для кого-то этого мало, то сюда можно добавить полный техосмотр ТС раз в полгода, стремительно снижающаяся остаточная стоимость автомобиля и мизерные тарифы на перевозку. Также не стоит забывать, что хоть у пермских таксистов и есть право ездить по выделенным полосам – штрафы с камер к ним приходят исправно. Для их аннулирования приходится тратить большое количество времени в соответствующих инстанциях. «И мое мнение, и буква закона сходятся в том, что все эти осмотры и прочие процедуры необходимы, – отметил заместитель начальника отдела технического надзора ГИБДД ГУ МВД РФ по Пермскому краю Михаил Кайгородов. – Вы перевозите людей! Безопасность перевозок стоит превыше всего. А если так трудно каждое утро проходить медицинские и технические осмотры – требуйте у службы такси организовать собственный пункт осмотра. Обучить человека и дать ему разрешение на проведение предрейсовых мероприятий не сложно. Поэтому никуда от сложившейся практики мы не уйдем».

По словам господина Кайгородова, проблема со штрафами за движение по выделенным полосам носит технический характер и лежит в другой плоскости. Все штрафы, выписанные с помощью камер фото- видеофиксации обрабатываются вручную и если оператор видит, что на снимке автомобиль такси – скорее всего такой штраф даже не придет адресату. В любом случае все эти вопросы могут решаться дистанционно, с помощью писем.

Перевозчик пытается компенсировать легальным таксистам все эти неудобства повышенным приоритетом при распределении заказов, но это мало кого утешает, так как заказов все равно мало и цены за последние несколько месяцев упорно ползут вниз. По словам таксистов – тарифы не поднимали на протяжении уже десяти лет, в отличии от цен на обслуживание автомобиля, бензин и сопутствующие расходы.

Любой владелец лицензии и яркой расцветки своего автомобиля подтвердит, что во времена нелегальной работы проблем было гораздо меньше. А не очень большое количество качественных заказов (с высокой рентабельностью. – Прим. ред.) компенсировалось отсутствием налоговых платежей и штрафов. «Из-за того, что закон принимался сырым и не продуманным мы и имеем такое положение, что проще работать не легально, – заявил в своей речи директор «Профессиональной ассоциации перевозчиков Руслан Шарафутдинов. – Закон предусматривает только кнут и ни одного пряника для тех, кто хочет работать открыто и честно. Сейчас даже легальному таксисту проще снять шашки с крыши и ездить спокойно, зная, что его никто не тронет. Более того – формулировка в официальном тексте закона настолько не продумана, что нелегалов, пойманных в ходе рейдов, любой суд оправдывает».

По словам Руслана, поправки, принятие которых так ожидает профессиональное сообщество, существенно облегчит им жизнь. Помимо всяческих послаблений, для получивших разрешение водителей, а также упрощения получения самой лицензии – нелегалов теперь ждут не мизерные штрафы, а лишение прав. Правда как будут ловить «бомбил» – до сих не придумали, в потоке автомобилей они никак не выделяются, а во время контрольных закупок очень быстро снимаются с линии. И чаще всего о планируемых рейдах всем таксистам известно заранее.

Скромно высказанное мнение представителей перевозчиков также заключалось в том, что им было бы проще работать исключительно с легальными таксистами и таксопарками. По их словам они оказывают в полной мере помощь всем кандидатам в профессиональные таксисты, вплоть до получения лицензии и организации предрейсовых осмотров.

Желтым дверям зеленый свет

Также в ходе круглого стола было обращено внимание на цветовую унификацию автомобилей такси. В настоящее время на территории Пермского края для осуществления пассажирских перевозок разрешены автомобили желтого, белого или черного цвета. Причем у белых и черных автомобилей в обязательном порядке должны быть желтые двери.

В какой-то мере эта норма также накладывает ограничение на количество желающих легализоваться таксистов. Перекрасить автомобиль или обклеить его пленкой удовольствие не из дешевых, а выгода до сих пор остается сомнительной. «Изначально мы собирались выдавать разрешения вообще исключительно желтым автомобилям, – рассказал председатель комитета по развитию инфраструктуры ЗС Пермского края Виктор Плюснин. – Но профессиональное сообщество встретило такую инициативу в штыки. Мы пошли на уступки, но отменять эту норму пока не собираемся, так как считаем ее разумной. Автомобиль такси должен выделяться из потока автотранспорта – это повышает безопасность перевозок и приносит определенный порядок в эту сферу».

Консультант управления транспортного обслуживания краевого Минтранса Андрей Кусков всецело поддерживает идею цветных автомобилей, обращая внимание на принятую за границей практику. Однако уважаемые чиновники упускают тот факт, что в других странах, чей опыт им так импонирует, яркая расцветка такси служит прежде всего для обеспечения водителей работой. Это связано с тем, что обычно в Европе или США такси ловят с обочины и потенциальный пассажир сразу видит в потоке кого именно ему останавливать. При этом в тех же странах существуют «Лимузин-сервисы». Их особенность заключается не в том, что клиент пользуется автомобилем VIP-класса, а осуществляет заказ через диспетчера и ожидает подачу такси дома или в офисе. По таким заказам как раз и приезжают те же самые «Приусы», но обычного цвета, никак не выделяющиеся из потока. Естественно, что такая услуга стоит намного дороже, чем простое желтое такси.

В отличии от цвета автомобиля, непосредственно на безопасность перевозки влияет наличие детских кресел в такси. Хотя правильнее будет сказать – их полное отсутствие. И здесь путей выхода пока не видит никто. По действующим ПДД ребенок должен перевозиться в кресле, которое соответствует его росту и весу. То есть каждый автомобиль такси должен быть укомплектован всем набором кресел, бустеров и фиксаторов, либо отказывать в перевозке пассажирам с детьми. Не нужно уточнять, что чаще всего водители вынуждены рисковать жирами и нарушать ПДД.

Что делать?

По итогам общения каждая из сторон осталось при своем мнении. Министерство транспорта считает, что отлавливать нелегальных таксистов нужно, но они не знают как это делать. ГИБДД говорят о том, что они является лишь исполнительным органом власти и никакого отношения к работе такси не имеют. А пермские законодатели, выходит, вообще люди подневольные и как «федералы» решат – так и будет.

Единственные, кто бьется за цивилизованный рынок реальными методами, это профессиональные перевозчики. И под этим определением имеются в виду вовсе не диспетчерские службы, а как раз сообщество водителей, получивших лицензию. Вполне понятно их стремление очистить город от конкурентов «нелегалов», так как они приложили достаточное количество сил для получения своего статуса и профессия таксиста выбрана ими, как основная. В мечтах профессиональных водителях – как только в городе исчезнет последний «частник» – цены на услуги такси придут в соответствие с их ожиданиями.

Единственная сторона, которую не пригласили пообщаться, но имеющая свое не самое последнее мнение – это сами нелегальные таксисты. По мнению «бомбил» легализоваться, конечно, можно. Однако пока механизм получения разрешения на работу не станет прозрачным и понятным для любого водителя, а самое главное, пока условия работы и выгода от открытой работы не перевесят удобства от «серых» схем – ничего не изменится.

Источник


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru