Минский таксист: о пассажирах, коллегах и о том, как правильно нужно ездить на такси

Минский таксист: о пассажирах, коллегах и о том, как правильно нужно ездить на такси
27 Марта 2015

О таксистах в нашей стране принято говорить как минимум с легким презрением. «Хапуги», «уксусы» - это, пожалуй, самые мягкие эпитеты, которые можно услышать в их адрес, причем даже от людей, которым те не сделали ничего плохого. Принято считать, что все таксисты - хамы и наглецы, которым «всегда мало». Они «косят косари», но постоянно жалуются на жизнь.

Ни одна статья на abw.by на тему такси не обходится без злобных комментариев в адрес таксистов. Причина банальна: люди, вынужденные пользоваться такси, хотят дешевую услугу, а извозчики желают кушать не только хлеб, но и масло. И пока первые рассказывают, как с них «дерут три шкуры», вторые делятся историями о том, как им постоянно приходится сталкиваться с любителями халявы, подраться и загадить салон автомобиля.

В свете этого сложно поверить в то, что в данную профессию кто-то может прийти по какой-то иной причине, нежели желание заработать денег по-легкому. Работа таксиста овеяна почти тем же ореолом романтизма, что и работа водителя-дальнобойщика: катись себе, наматывая километры на ось..Однако притом что большинство считает извоз легким хлебом и уверено, что для этого «большого ума не нужно», далеко не каждый решится «хлебнуть» из этого котла.

таксисты

О том, насколько хороша «похлебка», нам решился рассказать давний знакомый Денис, который решил снова вернуться в частный извоз после 5-летнего перерыва. О превратностях судьбы и премудростях профессии далее от первого лица:

- Мой стаж работы в такси невелик, я бы даже сказал, что мал: с 2007 по 2009 год и пара месяцев 2015-го. Наверное, прозвучит банально, но нравится мне эта работа, и других причин вроде и не было. В 2007-м я ушел в таксисты из «МакДональдса», теперь - можно сказать, по зову сердца. Купил машину и решил: была не была.

Сейчас стать таксистом стоит около 1200 долларов. Это так называемое оформление «под ключ». Работаю официально и только днем, так как вечера и ночи хочется проводить дома. Сравнивая с предыдущим периодом работы, про себя отмечаю, что изменения есть: люди стали более грамотными и понимают, что такси не вертолет и не переместит их за секунды из точки «А» в точку «Б», но работы стало меньше не только из-за большой конкуренции, но и из-за сложной экономической ситуации в стране в целом. Раньше 300 километров мог проехать за неполный день, а сейчас - 200, и то если за город или в аэропорт удастся съездить. Уменьшилось число посадок: сейчас 10 посадок сделал – считай, очень удачный день. Но многое из пережитков прошлого осталось.

таксисты

«Тяжелое наследие царского режима»

- Иногда мне кажется, что вместо логотипов службы на желтых полосах автомобиля-такси некоторые видят кричащие надписи "Скупка, обменник, вино-водочный". Это наследие, с которым нынешнему поколению таксистов приходится мириться и жить.

Поздний вечер, стоянка, на которой стоит с десяток машин, я уже начинаю дремать. Открывается дверь. Предчувствуя поездку, встрепенулся.

- Шеф, купи огурцы!

- Какие огурцы? - я думал, что слышал все, но это предложение ввело меня в состояние ступора.

- Вкусные, в трехлитровой банке, ну купи, трубы горят!

Нужно ли говорить, что домой я вернулся без огурцов? Больше всего меня поражает наивность продавцов телефонов, планшетов, магнитол и иной техники, которым не хватает чуть-чуть «догнаться» и они пошли продавать все и вся таксистам…

Недавно барышни в преддверии 8 Марта продавали цепочку, причем настойчиво так, мол, что ты за мужик такой, раз не купишь своей жене цепочку!

Предлагали купить и спортивный костюм, и туфли, и даже носки…

А ещё таксист в умах многих - это обменник на колесах. Если откажешь, предложишь заехать по пути следования к банку или банкомату, искренне обижаются. Наверное, думают, что я специально так цену накручиваю за ожидание у обменника.

А еще такси – это справочник по городу. Принято считать, что таксист все знает, в курсе всего и вся не только в своем городе, но и в планетарном масштабе. Если насчет того, как проехать, то да, таксист подскажет, если не занят. Но если вы спросите у него, почему так долго не ходит 28-й автобус, то будьте готовы быть посланными по маршруту 30-го.

таксисты

Пассажир vs таксист

К сожалению, прошли те времена, когда работа таксиста была уважаемой. Чего греха таить, водители сами в этом отчасти виноваты. Как и в каждой профессии, среди таксистов также немало нехороших и мелочных людей.

Очень часто пассажир подходит к автомобилю и спрашивает, сколько стоит поехать туда-то. Если ехать недалеко, то можно либо услышать заоблачную цену, либо вас отправят в конец очереди (фильтр), либо отвезут за плату в минимальную поездку.

таксисты

Как поступать? Садитесь в машину, закрываете дверь и называете адрес. Все, вам не могут отказать в поездке. Резонный вопрос "а сколько это стоит?". Если водитель работает с поддержкой диспетчера (логотипы службы на бортах, тарифы службы на видном месте в салоне), то стоить это будет также, как и по тарифам службы. Но у некоторых служб так называемый тариф «от борта» существует официально, он выше – нужно интересоваться.

Например, в нашей службе, если я повезу от борта по другому тарифу (не по 5900 за километр), то по жалобе пассажира у меня будет серьезный разговор с руководством вплоть до расторжения договора. Возить по более высоким тарифам я, как ИП, могу, но логотипы службы тогда нужно снять. Но если водитель работает сам по себе, тогда интересуйтесь тарифами и стоимостью абонирования (минимальная поездка).

Если вызывать машину через диспетчера, то он расскажет о тарифах, об абонировании и даже рассчитает примерную стоимость поездки. Если от борта, то человеку в большей степени интересна стоимость, а если она кажется ему завышенной, поинтересоваться стоимостью километра пути и абонированием.

такси в Белоруси

- Что такое абонирование?

- Это посадка и первые три километра пути, в нашем случае это 40.000 рублей, не меньше. Когда провезем три километра, таксометр будет отсчитывать сумму дальше. Но клиентам нужно помнить, что таксометр считает простой (ожидание) в пробках, на светофорах, у магазина и т.д.

Недавно ко мне на стоянке обратилась женщина с просьбой подвезти недалеко. Я беру любую работу, поэтому не отказал. Я отвез ее и ребенка и вместо положенных 40 тысяч получил 50. Вернулся на стоянку, где ни один из тех, кто отказал, не сдвинулся с места. Деньги хоть и небольшие, но это все равно не ноль.  

такси в Белоруси

Вообще чаевые - дело сугубо добровольное. Многие рассчитываются до рубля (всегда работаю по таксометру), многие оставляют чаевые. Я всегда благодарю клиента, даже если рассчитались до рубля, - это мой хлеб.

Что касается маршрута поездки, то, если есть несколько вариантов, оговорите их с водителем сразу, чтобы у вас не было повода обижаться или подозревать попытку вас обмануть, если таксист повез другим путем.

В большинстве своем водитель знает, как добраться быстрее с учетом времени суток и трафика. Я всегда уточняю, что для пассажира важно: быстрее или дешевле. Многие выбирают дешевле. По крайней мере, так думают пассажиры, ведь, если короче дистанция, это не значит, что в пробках ее проедешь быстрее, а главное - не так уж и дешевле, так как таксометр считает не только километры, но и простой на каждом светофоре, в каждой пробке. Поэтому, если маршрут дольше, не факт, что он дороже.

Если пассажира что-то не устраивает в цене, он может поинтересоваться тарифом и уточнить, поедет водитель по таксометру или цена определена «на глазок»? Эту табличку лично я использую, когда приходят с вопросом «сколько стоит?».

такси в Минске

О взаимоотношениях таксистов

Бытует мнение, что таксист таксисту - враг, волк, называйте как угодно. Многим кажется, что с наступлением тяжелых времен положение должно усугубиться, но все-таки мы стараемся помогать друг другу, ведь делаем одну работу, работаем на свой имидж, на имидж службы.

Я уже говорил, что пассажир вправе выбрать тот автомобиль, который ему нравится, поэтому, если клиент выбрал автомобиль из середины очереди, то никто колеса резать не будет.

такси в Минске

Недавно, например, я выиграл торги за клиента. Дело было так: на стоянке такси два автомобиля, подходит компания из трех парней, один - ко мне, двое других - ко второму таксисту с одинаковым вопросом: сколько будет туда-то?' Я прикинул расстояние и озвучил сумму 80.000, ребята кричат, что там, мол, 75.000 предлагают! В итоге всю эту компанию на район повез я за 80. Да, по таксометру было 73, но свои 80 я получил со словами «я у тебя даже выспаться успел». Еще люди порой говорят, что никогда не видели таксиста в пиджаке.

Я не знаю, как в других службах, но если в городе происходит что-то серьезное: не работает светофор и затруднено движение, крупное ДТП, перекрыто движение, - я могу сообщить диспетчеру, и каждый водитель получит сообщение. Точно так же мне недавно пришло сообщение о том, что на площади Победы клиент ловит машину от борта, чтобы поехать в Смоленск, денег у него нет, предлагает в залог паспорт.

Про «косари» и автокресла

- Поговаривают, что после вступления в силу новых правил перевозки детей службы начали обзаводиться автокреслами?

- Да, некоторые службы закупили определенное количество автокресел, но также их покупают сами водители, чтобы иметь доступ к большему числу заказов. Детские автокресла для такси не являются обязательными (для автомобилей-такси есть официальное исключение), но есть сознательные родители. При заказе можно попросить авто с креслом, и оно (авто) по возможности будет предоставлено. У нас это бесплатно. То же самое с платежными терминалами и wi-fi. Их устанавливает не служба, а сами водители за свои деньги.

- Так сколько на самом деле зарабатывают таксисты?

- Не скажу за всех, особенно за тех, кто работает по ночам, но «косарем» здесь даже не пахнет. К примеру, за февраль лично я заработал 6 миллионов, да и только с учетом того, что машина попросила только топливо и одну лампочку. Но февраль - мертвый месяц. Работа на самом деле тяжелая и непредсказуемая: то пусто, то густо. Мой антирекорд - 100.000 рублей, привезенных домой за период с 7.00 до 15.00. Дальше психика не позволила работать - уехал к теще на блины.

такси в Минске

- Таксисты жалуются на пассажиров, что некультурные, грубые, неряшливые, но при этом говорят, что контингент сильно зависит от службы…

- Значит, кому-то такие люди чаще попадаются, но я не могу сказать, что это так. Может, потому, что не работаю по ночам.

А разделение аудитории действительно имеет место. В Минске условно ведущие службы можно разделить на два класса: 7788 и 152, 135 и 107. Контингенты разительно отличаются. Не понаслышке знаю, что некоторые ребята, проработавшие в «135» и ушедшие в «Алмаз», потом просились обратно со словами «я там не могу работать». Не мне рассуждать, почему так. На форуме обсуждения почитайте, если хотите.

такси в Белоруси

- Пассажиры жалуются на то, что значительная часть таксопарка Минска – это «корчи» в ужасном техническом состоянии. Согласись, одинаковая стоимость поездки на новом и на сильно подержанном автомобиле - тоже не совсем правильно.

- Есть в этом замечании справедливость. Однако, если вы думаете, что таксисты ездят на «корчах», потому что это дешево или из-за большой любви к автопрому 90-х, то ошибаетесь.

Всем понятно, что чем старше автомобиль, тем накладнее его содержать. И таксисты рады бы пересесть на новые автомобили, только в нашей стране накопить на такой нереально, а купить в кредит или лизинг тоже непросто. Вы представляете, сколько нужно зарабатывать, чтобы кормить семью и чтобы еще хватало откладывать на машину. Я рассматривал вопрос покупки в лизинг нового Nissan Almera. Выходило, что с учетом 30-процентного первоначального взноса я полтора года ежемесячно должен отдавать по 500 долларов. Это было в ноябре, сейчас цены припали, может, и ситуация с лизингом изменилась, но мне это не нужно уже, потому что я купил подержанного «американца».

- Но в последнее время на улицах Минска стало заметно больше Geely в такси.

- Эти авто купила диспетчерская 7788 и сдает в аренду водителям. Даже в новостях писали про это.

такси в Минске

О людях «хороших»

Редкий таксист не найдет, что рассказать о своей работе, и Денис не исключение. Поэтому «на десерт» - его рассказ о случае на заправке:

- Стою как обычно утром в очереди из одной машины на заправке за утренней порцией 92-го. Подходит ко мне не очень трезвый гражданин богатырской такой наружности: " Слышь, браток, пусти без очереди 10 литров плеснуть! Делов-то на 5 минут, очень торопимся". И показывает в сторону BMW Х5 на соседней колонке, который кормой против хода уже примостился.

- Я сам спешу, да и я вижу, что все у вас там на мази.

- Не, ну что тебе, таксисту? Куда ты торопишься?

- Тороплюсь. У меня работа. Да и людей на заправке немного.

В ответ гражданин встает перед капотом и призывает приятеля подъехать к колонке, а меня не пускает. Я такой наглости не стерпел и стал медленно подвигаться вперед, прикоснувшись к ногам «номером», за что и получил ботинком в этот же «номер».

Обстановка накалялась. Заправщик приобрел испуганный вид, подбежал приятель, уволок мужика подальше. Вдогонку я услышал еще и порцию угроз («тебе хана», «я тебя найду» и т.д.). Я тоже отпустил пару фраз. В ответ мужик снова возник перед моей машиной и на этот раз стал бить в стекло, пытался вытащить меня из машины, даже саданул по правому зеркалу. В тот момент зазвонил телефон, и я, вспомнив о его существовании, дал отбой и решил, что милиции тут самое место и время. Только я решил нажать клавишу вызова, как мужики ретировались. Пожалел свое время, которое было бы потрачено на разборки с милицией, и поехал дальше.

Вообще работа таксиста очень специфичная. Конфликт может вспыхнуть из-за чего угодно, да и в целом извоз - занятие не самое безопасное. Сейчас веяния времени другие, подход к людям также изменился, поэтому вполне резонно пассажиры ратуют за качественную услугу. Беда только с пониманием того обстоятельства, что качественная услуга не может быть дешевой.

Поэтому каждому в отдельности желаю взаимопонимания, а всем вместе – стремления к совершенству, ведь именно мы создаем мир, в котором живем.

Подготовила Елена ШЕМЕТ
Фото автора и героя публикации

Источник


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru