«Бомбила» по вызову

«Бомбила» по вызову
9 Апреля 2015

«Наши люди в булочную на такси не ездят», – говорила героиня известного фильма. Да, в те времена такси считалось роскошью. А сегодня это чуть ли не такой же вид общественного транспорта, как, скажем, маршрутка.

Свободный рынок

Ситуация, на первый взгляд, загадочная: инфляция растёт, доходы большинства граждан не увеличиваются, а у кого-то и сокращаются, продукты в магазинах дорожают, да и бензин тоже. При этом услуга такси становится всё более доступной.

Мне, например, довелось совершить две поездки по одному маршруту на такси одной компании с перерывом в две недели. Второй раз с меня взяли меньше. А знакомые посоветовали пользоваться услугами другой компании, где тарифы ещё привлекательнее.

Низким ценам и широкому выбору компаний горожане, конечно, рады: хочешь, езди хоть в булочную. Таксисты рады не очень: представитель одной из компаний, давно работающих на рынке, в разговоре с корреспондентом «ОГ» заявил о необходимости ограничивать количество выдаваемых разрешений.

Безусловно, заманчивые тарифы — способ борьбы за пассажира. Сбивают цены, как правило, компании федеральные, пытающиеся завоевать региональные рынки. В ответ и местные таксисты вынуждены снижать стоимость своих услуг.

Казалось бы, вот он — тот самый свободный рынок, о котором мы мечтали, где здоровая конкуренция ведёт к снижению цен. Однако не всё так просто в специфической и далеко не прозрачной сфере таксомоторных перевозок.

Нездоровая конкуренция

В феврале мы рассказывали о нижнетагильских таксистах, которые использовали хулиганские методы в борьбе со снижающими тарифы конкурентами из федеральных сетевых компаний. Думаю, никто из наших читателей не одобрил действия тагильчан, предпринятые к тому же ради повышения цен.

Но у медали есть и другая сторона. Таксисты, работающие легально, возмущены тем, что сетевые компании зачастую сотрудничают с водителями, не имеющими лицензии. Никто не проверяет перед отправкой в рейс ни этих водителей, ни их машины. А значит, безопасность пассажиров обеспечивается далеко не всегда.

Сегодня на рынке таксомоторных перевозок работают как полноценные компании, имеющие собственный автопарк, свою диспетчерскую службу и наёмных работников, так и индивидуальные предприниматели. Последние, получив разрешение на этот вид деятельности, зарабатывают на собственных машинах. При этом могут пользоваться услугами посредников — диспетчерских служб, которые передают им заказы и за это получают часть выручки (до 20 процентов). Не секрет, что на рынке есть и «бомбилы» — нелегалы. Существуют также диспетчерские службы, которые занимаются только тем, что принимают заказы и передают водителям, с которыми заключили договоры.

— Конкурентная борьба должна быть честной. Глупо отрицать, что сегодня этот рынок включает в себя различные сервисы для заказа такси — диспетчерские службы, мобильные приложения. Но есть диспетчерские службы, которые работают только с таксистами, оформленными в качестве индивидуальных предпринимателей. А есть и такие, которые передают заказы разным водителям, в том числе пренебрегающим правилами безопасного движения, — утверждает исполнительный директор Ассоциации таксомоторных перевозчиков Свердловской области Алексей Гусев.

Он считает, что ответственность сервисных служб за передачу заказа только легальным перевозчикам должна быть прописана в законодательстве.

— Сегодня конкуренция идёт не между индивидуальными предпринимателями, а между структурами, которые оказывают информационные услуги. Они получают деньги, но не несут никакой ответственности, — подтверждает директор Союза автотранспортных предприятий Свердловской области Лилия Саранчук.

Не надо изобретать велосипед

Разрешение на осуществление таксомоторных перевозок выдаётся на пять лет, его стоимость небольшая — 3760 рублей. По словам начальника отдела контрольно-надзорной и разрешительной деятельности министерства транспорта и связи Свердловской области Романа Купреенкова, в нашем регионе выдано более 19 тысяч таких разрешений.

По оценке Лилии Саранчук, перевозкой пассажиров у нас в области занимается порядка 30 тысяч человек.

— Получается, что одни зарегистрировали ИП и платят налоги, а каждый третий не подчинился требованиям законодательства. Но прежде чем их наказывать, нужно понять, почему они остались в тени, — считает она. — Необходимо придумать такой механизм, при котором эти люди вышли бы из тени.

Сами таксисты считают: ни к чему изобретать велосипед.

— Оформлять ИП и получать разрешение — это долго. Не лучше ли разрешить таксистам работать по патенту? Пришёл в налоговую, заплатил, допустим, 15 тысяч в год, и работай, — рассуждает таксист Евгений Ротенберг.

Существующий закон о такси оказался несовершенным. Неслучайно его решили откорректировать. Осенью 2014 года был принят в первом чтении проект нового федерального закона о регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. В настоящее время законопроект активно обсуждается и дорабатывается. Остаётся надеяться, что с его принятием на рынке такси воцарится порядок. 

Государство не первый год пытается легализовать теневой рынок такси. Но закручивание гаек пока не принесло результатов - "бомбилы" по-прежнему не искоренены, а легальным извозчикам приходится несладко. 

7 апреля 2015 года в Екатеринбурге таксисты Среднего и Южного Урала, Прикамья, Татарстана, Башкортостана и Самарской области совместно с представителями ассоциации "Национальный совет такси" (НСТ) работали над ошибками ФЗ-69.

Принятый в 2011 году закон должен был навести порядок на рынке – искоренить нелегалов и дать большие преференции крупным игрокам. Однако на деле законодательная инициатива по раздаче "шашечек" лишь усугубила ситуацию на рынке – "бомбил" стало больше, в их стан ушли даже те, кто раньше работал легально.

Виной тому, к примеру, высоченные штрафы. Таксистам проще "бомбить", чем работать по правилам. Наказание для нелегалов куда мягче. К примеру, водителю такси за отсутствие на машине цветографической схемы и "шашечек" на крыше придется заплатить 3 тысячи рублей, а юридическим лицам все пятьдесят.

Решить наболевшие проблемы таксистов, по идее, должен новый законопроект, подготовленный депутатами Госдумы РФ Вячеславом Лысаковым и Евгением Москвичевым. Документ уже прошел первое чтение в парламенте осенью прошлого года.

Законодатели предлагают унифицировать стоимость разрешения, сделать его действительным на территории всей страны, снизить штрафы для легальных извозчиков, а "бомбил", напротив, наказывать жестче. Эти новеллы получили одобрение большинства присутствующих на межрегиональном совещании таксистов. Чего не скажешь о предложении "трех красок".

В законопроекте говорится об отмене единого цвета такси - игроки рынка смогут перекрашивать кузов автомобиля в любой из трех цветов, установленный субъектом РФ. А ведь по первоначальной идее единый окрас машин такси должен был сформировать у пассажира положительный образ, стать символом безопасной поездки и отсечь нелегалов. Однако на деле все оказалось профанацией.

Большинство звонков принимают диспетчерские службы либо заказ оформляется через специальные интернет-приложения, поэтому на вызов может приехать как таксист с "шашечками", так и без. К тому же, как сетуют водители, деньги на перекраску тратятся немалые, а продать потом такой автомобиль непросто – рынок сразу ставит на нем "черную метку", априори считая автохламом. 

Еще одна проблема - квотирование рынка. Большая часть таксистов выступает за свободный доступ на рынок и минимальные цены за разрешение. В Свердловской области нынешняя плата - 3 750 рублей, однако и эта цена, по мнению большинства, неподъемная. По словам одного из присутствующих, чтобы оплатить документ, таксисту необходимо работать впроголодь несколько дней.

О цифре, которая устроила бы всех, договориться так и не смогли. Крупные игроки молчали, понимая, что частники лукавят, а индивидуальные предприниматели так и не озвучили приемлемую стоимость.

Но были и те, кто ратовал за ограничение участников рынка. По мнению владельца "Такси Город" Михаила Бабина, это могло бы хоть отчасти навести порядок. В пример он привел опыт Испании, где стоимость лицензии на извоз исчисляется десятками тысяч евро. Но и стоимость перевозки в Европе позволяет таксистам оставаться на плаву и поддерживать отличный сервис. Впрочем, это, казалось бы, здравое выступление вызвало бурю негодования у большинства присутствующих.

По словам представителя нижнетагильских таксистов, ограничение участников рынка приведет к тому, что разрешения получат те, у кого есть деньги, остальные останутся "с носом". Высокая стоимость лицензий "выдавит" таксистов в тень, и у государства не хватит клещей, чтобы их оттуда вытащить.

Председатель профсоюза таксистов Свердловской области Дамир Газезянов предложил ввести единый тариф и установить в машинах таксометры. Кстати, такой вариант (таксометром выступает сотовый телефон с программой) реализован в Ижевске. Но идею осмеяли, заявив, что это приведет к новым затратам, да и пассажиры не оценят – будут выскакивать из автомобиля на половине пути, увидев, что не укладываются в свой бюджет.

Директор Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук считает, что законодатели спешат с принятием новых поправок. Главная, по ее мнению, проблема в том, что в законах по-прежнему нет четкого определения услуги, так же не ясно прописана ее технология.

В свою очередь, советник уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области Сергей Соколов полагает, что единственное "лекарство" для рынка – саморегуляция. Таксистам необходимо пойти по примеру других отраслей и объединиться для решения своих насущных проблем.

Таксисты считают, что объединение и саморегуляция – это неплохо. Но для начала не мешало бы предоставить им простые "пряники" – низкие штрафы, доступный полис ОСАГО, льготные кредиты, а не только махать постоянно кнутом и загонять в какие-то рамки. А также изменить правила игры для всех.

Главное зло, по их мнению, – диспетчерские службы. В законе до сих пор не прописана их ответственность за жизнь пассажира, поэтому им не важно, кто получит заказ – легальный или нелегальный извозчик. Главное – положить деньги в карман.

"Обвиняемые" с таким вердиктом не согласились. Представители диспетчеров попытались доказать, что они лишь оказывают информационные услуги, а за безопасность пассажиров отвечает тот, кто крутит баранку.

И тут самое время "выйти из такси", которое пока что непонятно, куда и как едет. Чтобы поразмыслить стоя на месте.

Для россиян, которые до кризиса успели поездить по миру, зарубежные правила "таксования" хорошо известны. Автостопом внутри городов там никто не ездит. Вызывайте такси – и мчитесь куда угодно. Дорого ли? Ну, тамошние люди "в булочную на такси не ездят".

Доедет ли до этого Россия? В том же Екатеринбурге потребители сейчас могут выбрать для себя и стоимость, и риск поездки. Можно на свой страх поймать частника на обочине – кто вас повезет и куда, покажет поездка, которая, кстати, не будет значительно дешевле вызова "бомбилы" через диспетчерскую службу.

При такого рода вызове вам остается гадать – не на рыдване ли придется ехать? Третий вариант – службы такси со своим автопарком. Цены повыше, машины новые, водители вежливы.

Остается проголосовать своим рублем: так вам "шашечки" или просто поехать?

По материалам www.oblgazeta.ru/  и www.uralinform.ru/


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru