В Барнауле упал спрос на услуги такси. Как извозчики перестраивают свою работу?

В Барнауле упал спрос на услуги такси. Как извозчики перестраивают свою работу?
13 Мая 2015

Спрос на услуги такси в краевой столице ощутимо упал. Таксомоторным компаниям пришлось снижать ценник на проезд и планы водителям, что при росте расходов сильно сказывается на рентабельности этого бизнеса. Чтобы остаться на рынке, компаниям приходится перестраивать свою работу.

Таксомоторные компании по-прежнему составляют ядро рынка заказа легковых автомобилей. По данным "2ГИС", сейчас в Барнауле услугу такси предоставляет более 30 фирм. К ним с одного полюса примыкают службы заказа такси (диспетчерские без своего автопарка, продающие заявки частным перевозчикам), с другого — целая армия бомбил.
Средними по величине таксопарками можно считать те, в которых работают около сотни машин. Таких в Барнауле — 3–4. Самым крупным игроком считается такси "Город" — у них в распоряжении примерно 300 авто. Большинство фирм располагает небольшим парком — в несколько десятков машин.

В последнее время все чаще на рынок такси приходят те, кто раньше занимался покупкой битых авто, восстанавливал и продавал их. Сейчас, когда рынок б/у машин стоит, перекупщикам выгоднее стало сдавать машины в аренду таксистам. Арендаторы платят в сутки до тысячи рублей. По сути, имея 5–10 машин, такой перекупщик становится владельцем фирмы такси, но без медперсонала и диспетчерской — его подопечные работают либо сами по себе, либо "пристраиваются" к одной из легальных фирм, но чаще всего — приходят в службы заказа.

Большинство компаний помимо штатных сотрудников берут в обойму "частников". Эти люди работают, что называется, "на подхвате" — им достаются те заказы, которые не успевают отрабатывать свои таксисты. Однако работы им достается не много. За обилием заявок извозчики идут в основном в службу заказа такси "Максим". Здесь нет плана, работать можно не по сменам, а когда захочешь. И берет компания лишь 10% от суммы заказа.

Однако с недавних пор сотрудничество с "Максимом" стало менее выгодным: здесь понизили стоимость проезда и стали отдавать приоритет в распределении заявок тем, кто полностью обклеит свою машину рекламой компании, — так фирма сокращает издержки на продвижение. Многих водителей это оттолкнуло, ведь чтобы ездить на обклеенной машине, нужна лицензия, а многие привыкли работать нелегально. Однако Павел Стенников, руководитель пресс-службы "Максим", заявил, что оттока желающих сотрудничать с ними водителей не наблюдается. Снижение цены проезда на 2 рубля за км (до 10 рублей) он объяснил уменьшением эксплуатационных расходов водителей с наступлением весны.

Плановая экономика

Снижение стоимости проезда коснулось почти всех игроков рынка. Главная причина — резкий спад спроса. По оценке Вадима Сельцова, директора диспетчерской "Позитив", обслуживающей несколько барнаульских фирм такси, после экономического шока декабря горожане стали заказывать машины в 3–4 раза реже. В борьбе за клиента игроки рынка пошли на демпинг, снизив минимальную стоимость проезда по городу со 100 до 60 рублей.

Стал сокращаться и сектор корпоративных заказов из-за закрытия многих заведений общепита (таксисты развозят персонал таких заведений).

Снизив стоимость проезда, руководителям таксопарков пришлось опустить и план для водителей. Если в прошлом году для машин типа Lada он составлял в среднем 800 рублей, Renault — 1000–1300 рублей, Toyota Camry — 1500 рублей, то теперь его снизили примерно на две сотни.

Все это отразилось на доходности бизнеса такси. Особенно при росте цен на новые автомобили, запчасти, расходные материалы и ОСАГО.

Водители трудятся по графику. Обычно сутки через сутки или двое через двое. Заправляют машину за свой счет, ремонт и замена расходников — за счет организации. За смену таксисты зарабатывают в среднем около 1–1,5 тыс. рублей, в удачные дни — до 3–5 тыс.

Автомобили

Самые популярные машины в таксопарках — это Renault Logan. По соотношению таких параметров, как цена, ресурс, ремонтопригодность и стоимость обслуживания, — это самый подходящий вариант для службы в такси на сегодняшний день. Второй хит — новый Nissan Almera. Также распространены Ford Focus и Renault Fluence. Автомобили Lada менее популярны из-за тесноты в салоне. Hyundai Solaris не устраивает таксистов ресурсом мотора, KIA Rio отталкивает дорогими запчастями, китайские машины — неликвидностью на вторичном рынке.

Все чаще с шашечками стали ездить машины премиального класса. Toyota Camry и седаны Lexus составляют примерно половину парка фирмы "Город". Конкуренты недоумевают, какой срок окупаемости может быть у неэкономичных авто стоимостью более 1,5 млн рублей при огромных ценах на кузовщину? Однако в "Городе" говорят, что ставка на эти машины себя оправдывает.

Надежда Канавенко, администратор такси “Город”:

Их очень часто заказывают на свадьбы, для вип-клиентов, на межгород, для приезжающих из Москвы артистов. У нас есть и другие машины, но со временем мы планируем менять их на “Камри”.

Ресурс работающих в такси авто обычно составляет 3–4 года. Дальнейшая их судьба в основном складывается по двум сценариям: машину или продают перекупщикам, или дают "на выкуп" одному из водителей. В этом случае он в течение 1–3 лет регулярно должен возить владельцу план и полностью взять на себя содержание машины. Работает он в таком случае на авто один, без сменщиков. После оговоренного срока автомобиль водителю дарят.

Нужно двигаться

Сложившаяся экономическая ситуация заставляет руководителей фирм такси пересматривать бизнес-процессы в своих организациях. Хотя это бывает нелегко в условиях, когда многие водители не хотят расставаться с привычными рациями и пользоваться смартфонами. "За старое держимся, но новое принимаем и сейчас готовимся его вводить, — говорит Надежда Канавенко. — Сейчас разрабатываем приложение, чтобы наши клиенты могли заказывать машину через интернет".

Законодатели технологических мод на этом рынке — службы заказа. Они давно работают с водителями и клиентами через интернет и гаджеты, постоянно совершенствуют программное обеспечение (ПО). И по этому пути пошли классические таксомоторные фирмы.

На базе современного ПО фирмы стали кооперироваться, чтобы максимально эффективно отрабатывать заявки клиентов. Происходит это так: первые 20 секунд заказ видят только штатные таксисты, потом он отображается в телефонах у частников, сотрудничающих с фирмой. Если за 40 секунд никто из них не взял заказ, он становится виден таксистам фирм-партнеров. Клиент может и не понять, что он звонил в одну фирму, а повезла его другая.

Хотя на кооперацию соглашаются далеко не все. "Мы предлагали всем объединиться и сделать единую базу недобропорядочных водителей, однако мало кого это заинтересовало. Это бы дисциплинировало персонал, но руководители фирм, на мой взгляд, проявили недальновидность", — говорит один из предпринимателей, работающих в сфере такси.

Более охотно компании экспериментируют в одиночку. "На рынке много брендов, а собственников компаний на самом деле не так уж много. Значительных игроков на рынке не больше десяти, — говорит Вадим Сельцов. — Компании дробят, во-первых, для экспериментов с тарифами, целевой аудито­рией, условиями для водителей и прочим — чтобы не рисковать всем бизнесом. Во-вторых, так со­здается иллюзия выбора. Не понравилось в одной фирме — человек звонит в другую, как он считает, но попадает все равно по сути на ту же". Но у такого дробления есть и оборотная сторона — затраты на рекламу возрастают кратно числу брендов.

Для снижения издержек многие компании отказываются от собственных диспетчеров, отдавая эту функцию на аутсорсинг колл-центрам. Другие пытаются компенсировать номинальное снижение цены за проезд расширением списка "отдаленных районов", куда тарификация выше, и дополнительными "услугами". Так появляется (или увеличивается) плата за остановки в пути, за провоз багажа и т. д. Третьи делают ставку на маркетинговые акции: выпускают дисконтные карты, предлагают бесплатные поездки за правильный ответ на три вопроса, скидки на каждую 10-ю поезду и т. д.

"В текущей ситуации выживут те, кто умнее, хитрее, мобильнее, — говорит один из игроков этого рынка. — И кто менее закредитован, ведь в ценовой конкуренции его точка безубыточности будет располагаться гораздо ниже".

5 370 лицензий на право работать такси выдало краевое транспортное управление жителям Барнаула.

Около 40% из них уже аннулировано или их действие приостановлено.

Топ-5 самых дорогих и неподходящих для работы в такси авто, владельцы которых получили разрешение на извоз в Барнауле:

  1. Jaguar XF
  2. Volkswagen Touareg
  3. Lexus RX 300
  4. Audi А6
  5. Mitsubishi Pajero 3,0 V6

Мы попросили одного из владельцев фирмы такси подсчитать расходы и доходы в этом бизнесе. Вот что получилось:

Примерные затраты на содержание машины такси: около 4 тыс. в месяц на автомобиль (сюда входят ОСАГО, резина, замена масла и транспортный налог). При плане в 1 тыс. рублей машина в идеальном варианте может привезти 360 тыс. рублей в год. Однако на деле получается значительно меньше. Основные причины — простои из-за поломок, ДТП, болезней и запоев водителей.

В среднем, если машина не кредитная, за два года она себя окупает. К этому моменту она начинает так потреб­лять запчасти, что мама не горюй. А самая затратная часть — восстановление авто после аварий по вине наших водителей. Как правило, после инцидента они увольняются, и взыскать с них ничего не удается. Одно ДТП — это минимум 30 тыс. из твоего кармана.

Источник


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru