Число извозчиков растет как на дрожжах

Число извозчиков растет как на дрожжах
15 Мая 2015

Прирост таксомоторных компаний в Риге за истекшие 8 месяцев составил 25%. В течение предыдущего года число таксофирм увеличилось на треть. И такую ситуацию сложно назвать радующей или нормальной. Бурное развитие экономики и спрос на услуги такси тут, скорее всего, совершенно ни при чем.

В марте в столице значилось порядка 600 фирм, в распоряжении которых — под 2200 легковых таксомоторов. По числу таксомоторных фирм на один город, как в свое время отметил предыдущий вице–мэр столицы Айнар Шлесерс, Ригу можно вносить в Книгу рекордов Гиннесса. Но с тех пор положение лишь усугубилось. Cегодня за одной таксомоторной фирмой в среднем числится 3,67 автомобиля. 

Неудивительно, что когда летом 2013 года министр образования, депутаты сейма и парламентский секретарь попытались сесть в первое же такси на Ратушной площади, таксисты устроили драку за пассажиров. Тогда высокопоставленные лица грозились поднять вопрос и навести порядок в таксомоторной сфере. Прошло почти два года, а число таксомоторных фирм в Риге почти удвоилось. 

Что же происходит с такси? После того как был принят закон о микропредприятиях с узаконенным уменьшенным налогообложением, начался бурный процесс деления. 

Большие фирмы переводили своих водителей в микрокоммерсанты, которые арендуют автомобили и диспетчерские услуги у «материнской фирмы». Государство дало предпринимателям законное право уйти от налогов, и предприниматели этим оперативно воспользовались. Одна таксомоторная фирма умудрилась создать под 100 аффилированных компаний. 

Если же посмотреть на «качественный» состав таксомоторных компаний, то лишь у одной компании более 100 автомобилей. У 11 фирм число машин более 30. Еще у 28 фирм — более 10 машин. А у 375 фирм (63%) в наличии лишь… одна машина. 

С одной стороны, для клиента чем больше такси, тем лучше. С другой — если водитель и владелец фирмы одно и то же лицо, то пассажиру, который решит пожаловаться на работу таксиста, правду найти будет не так легко.

Опять же, сейчас сами таксисты рассказывают пассажирам, что после повышения стоимости проезда в общественном транспорте владельцы фирм собираются повышать тарифы. При этом, знакомясь с документами, которые фирмы подают в Лицензионную комиссию Рижской думы, создается впечатление, что фирмы устроили соревнование на тему «кто установит меньший тариф». 

Максимально возможный тариф, установленный Рижской думой, составляет € 2,13 — посадка, € 0,71 — километр, € 0,14 — минута. Фирмы умудряются подавать на согласование даже тарифы: € 0,71 — посадка, € 0,30 — километр, € 0,13 — минута. То есть посадка в три раза меньше максимума, а пробег в 2,4 раза меньше максимума. Если подобный тариф перевести в географию, то из Золитуде до центра — 5 евро. При максимально установленном потолке 10 евро. Из 5 евро за вычетом бензина, страховки, техосмотра, амортизации автомобиля и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС 21% — 1,05 евро) что же остается водителю за работу? 

«Вести Сегодня» обратились к руководству нескольких таксомоторных компаний с просьбой охарактеризовать сложившуюся ситуацию с точки зрения таксомоторного бизнеса и возможные последствия этого. 

К сожалению, одна из фирм нам не ответила вообще. Коммерческий директор Рижского таксомоторного парка Анита Пакалниеце полагает, что такое большое число легковых таксомоторов как в Риге не повышает качество и не понижает стоимость проезда, несмотря на то, что в теории так должно происходить, если предложение больше, чем спрос. 

«Чем больше времени таксист проводит в ожидании пассажира, тем большую плату он желает получить за оказанную услугу. Это одна из причин, почему до сих пор процветают махинации с конечной оплатой проезда. 

Предложение поддерживается еще одним рыночным элементом — ценой, низкой ценой. В микропредприятии для водителей повышается вероятность того, что контролирующие структуры начнут проверят реже. 

Контролировать крупную компанию легче. Если вспомнить конфликт полицейского с таксистами, другие конфликты между таксофирмами в Старой Риге, то уже на следующий день реакция правоохранительных органов была очень оперативной: были проверены машины такси в аэропорту и на вокзале, так как там работают большие компании. Это не упрек, а лишь пояснение ситуации. 

Низкая цена небольших фирм обеспечивается путем абсолютного отсутствия учета сборов — то есть за счет неуплаты налогов. И несложно проверить этот довод по данным «Лурсофт» за 2013 год. После проверки в случайном порядке 200 микропредприятий выяснилось, что средний оборот на одну машину такси — 7 (!) евро в месяц. 

Разумеется, не хочу сказать этого про всех перевозчиков, но часть таких перевозчиков нечестна и непрофессиональна и своей деятельностью цинично выражает нелояльность как к клиентам, так и к государству. И один из основополагающих принципов нашего предприятия — поддержание честной предпринимательской деятельности. 

Это звучит банально, но мы все хотим жить в экономически развитом государстве. Но и самим нужно что–то делать, а не хвастаться и гордиться статусом малоимущего. Сегодня звучат предложения включить таксомоторные перевозки в список таких отраслей, в которых не будут разрешены микропредприятия. 

Полагаю, это лишь ухудшит положение, так как те микропредприятия, которые ведут уплату налога с микропредприятий, станут просто индивидуальными коммерсантами. И эта статья доходов у государства вообще совсем исчезнет. 

Подобные изменения можно проводить лишь параллельно с введением патентной платы для данного промысла. И еще много инструментов, которые можно использовать для выравнивания условий конкуренции для ее участников», — полагает глава Таксомоторного парка Анита Пакалниеце. 

На это в свою очередь «Вести Сегодня» могут привести и обратный пример. Если сейчас владельцы автомобилей заключают договоры с таксомоторными компаниями и по вечерам и выходным дням на своих машинах умудряются подрабатывать сколько могут, то при введении патентной платы подработка на час–два в день станет невыгодной. То есть и государство не получит сборов «за патент», и совершенно конкретные люди лишатся приработка. 

Хотя, возможно, подобный шаг и сможет вернуть таксомоторные перевозки в «профессиональное русло», но этот вопрос затрагивает положение сразу несколько тысяч человек и не терпит непродуманных действий. 

Так что проблемы таксомоторного бизнеса законодателям все же придется решать. Ведь при нынешнем положении не исключено, что на 2200 такси в Риге вскоре станет 2200 таксомоторных компаний. Хотя, может, это само по себе и не так уж плохо…

Источник


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru