Разрабатывать стратегии, долгосрочные планы развития пассажирского транспорта, направленные на максимальное удовлетворение потребностей населения, в том числе людей с ограниченными физическими возможностями. При разработке этих стратегических документов рекомендуется выделять в них три направления: инфраструктурное, социальное и коммерческое ’ с точной установкой в каждом из направлений позиции и целей всех участников процесса: государства, бизнеса и населения.
1. В политике, касающейся инфраструктурного направления, на региональном уровне использовать интегрированный подход к устойчивой мобильности. Для этого следует создавать органы для координации действий служб, планирующих и реализующих мероприятия местной градостроительной и транспортной политики; на постоянной основе проводить общественную экспертизу генеральных планов на предмет обеспечения мобильности населения; установить права и ответственность сторон за параметры улично-дорожной сети (пропускная способность, качество дорожного полотна, своевременность ремонтов и т. д.), а также других объектов транспортной инфраструктуры: остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций, особенно мультимодальных.
2. Проработать вопрос по обеспечению приоритета пассажирского транспорта путем выделения обособленных полос движения, улиц для движения только пассажирского транспорта, разрешения движения пассажирского транспорта по трамвайным путям попутного направления, там, где это возможно, обеспечения приоритетного проезда перекрестков за счет интеграции автоматизированных систем управления дорожным движением и автоматизированных систем диспетчерского управления пассажирским транспортом.
3. На городском и региональном уровнях обеспечивать взаимодополняемость всех видов транспорта. С этой целью развивать мультимодальные пассажирские перевозки, которые предполагают использование пассажиром для поездки двух и более видов транспорта. Для этого необходимо решить вопросы правового регулирования таких перевозок, создавать сеть современных мультимодальных пассажирских терминалов, формировать интегрированные расписания движения городского и других видов пассажирского транспорта, организовывать эффективную и доступную систему информирования пассажиров о расписании движения транспорта, возможных маршрутах, времени и стоимости поездки в режиме онлайн.
4. С целью уточнения потребностей и ожидания клиентов пассажирского транспорта, а также формирования согласованных подходов к работе с различными группами потребителей услуг, дифференцирования экономических и технических параметров оказания услуг, рекомендуется провести сегментирование клиентов пассажирского транспорта по актуальным категориям: платежеспособность и социальная защищенность, отношение к комфорту, отношение к скорости и точности передвижения, возможность доступа к транспортным услугам, степень выгодности клиента и возможности ее роста.
5. На основе результатов сегментирования клиентов рекомендуется разработать и постоянно актуализировать стандарты транспортного обслуживания всех групп населения, установить границы ответственности государства и бизнеса за организацию и выполнение перевозок пассажиров с низкой платежеспособностью и слабой социальной защищенностью, а также определить источники их финансирования.
6. Рекомендуется разработать единую систему оценки качества услуг пассажирского транспорта на основе параметров доступности, комфортности, скорости и др. Качественные показатели системы оценки качества услуг возможно использовать при установлении взаимных прав, обязанностей и ответственности сторон договоров (контрактов) на организацию перевозок пассажиров.
7. На основе передового опыта транспортных предприятий необходимо разработать образовательные программы повышения квалификации и профессионального уровня работников пассажирского транспорта, включая руководителей транспортных предприятий, работников инженерных служб, экономистов, бухгалтеров, водителей транспортных средств и др. и организовать на постоянной основе их обучение, в том числе по работе с маломобильными группами населения.
8. Разработать экономический механизм финансирования социально значимых перевозок пассажирским транспортом, основанный на дифференцированном подходе к сегментам финансово поддерживаемых групп населения и на стимулировании участия бизнеса в социально значимых проектах. При этом данный механизм должен базироваться на поддержке выгодности этого участия для бизнеса.
9. Для финансирования обновления и восстановления транспортных средств и развития транспортной инфраструктуры, в том числе на основе государственно-частного партнерства, рекомендуется формировать на региональном уровне целевые фонды развития пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры. Одним из источников средств может выступать акциз на топливо.
10. На всех видах пассажирского транспорта, включая маршрутные такси, внедрить систему единых проездных документов с использование технологии бесконтактных смарт-карт. Система единых проездных документов может предусматривать дифференцированную оплату проезда в зависимости от фактической дальности поездки, времени поездки, количества остановок, возможности учета выполненной транспортной работы каждого перевозчика с дифференциацией по времени суток, видам перевозок, маршрутам, социальным группам пассажиров и другим факторам. На основе мониторинга пассажиропотоков появится возможность оптимизации маршрутной сети и расписания движения пассажирского транспорта. Система по контролю за объемами перевезенных пассажиров будет способствовать повышению прозрачности доходов перевозчиков и росту налоговых поступлений в соответствующие бюджеты.
11. Провести работу по оптимизации сети точек продаж проездных документов с учетом создания возможностей для пополнения единых проездных документов посредством банковских устройств самообслуживания и прочих альтернативных способов оплаты.
12. Реализация вышеперечисленных рекомендаций невозможна без построения эффективной системы управления пассажирскими перевозками. В связи с этим рекомендуется создать региональные центры управления пассажирскими перевозками, в компетенцию которых могли бы войти вопросы планирования и координации деятельности перевозчиков на обслуживаемой территории, совершенствования маршрутной сети, взаимоувязки расписания движения всех видов пассажирского транспорта, контроль качества обслуживания. Работа этих центров должна поддерживаться системой информирования клиентов и участников движения о работе пассажирского транспорта. Для этого целесообразно создать интегрирующие национальные и межнациональные информационные порталы, обеспечивающие предельно простой доступ клиентов к базам данных маршрутов, расписаний, услуг и прочей необходимой информации, возможность просмотра баланса единых проездных документов, дистанционного бронирования и продажи комплексных билетов на все виды сообщений, а также обратную связь для постоянного совершенствования услуг по перевозке пассажиров.
|