Плюсы и минусы автомобильных онлайн-сервисов

Плюсы и минусы автомобильных онлайн-сервисов
3 Июля 2015

Конфликт интересов реальных и виртуальных таксопарков набирает обороты. Услугами последних пользуются все больше москвичей. При этом от неприятностей они не застрахованы. Плюсы и минусы автомобильных онлайн-сервисов обсудил с гостями обозреватель телеканала "Москва 24" Николай Петров.  

 
Советник генерального директора "Ситимобил" Владимир Васильев рассказал, чем полезны и насколько удобны агрегаторы для горожан. А координатор движения "Стоп-Налегал" Евгений Грэк объяснил, почему онлайн-сервисы могут быть опасны для пользователей.

(Николай Петров): И возвращаемся к одной из главных тем - конфликту интересов реальных и виртуальных таксопарков. Услугами последних пользуется все больше москвичей, при этом от неприятностей они не застрахованы. Мы проводим голосование среди наших телезрителей. Сталкивались ли вы с проблемами, когда вызывали такси через популярные Интернет-сервисы? Итоги подведем позже, а сейчас плюсы и минусы онлайн сервисов обсуждает с гостями наш обозреватель, Николай Петров.

(НП): Желтые против серых, легальные таксисты против бомбил. Почему в России онлайн агрегаторы на коне, а во Франции их водителей избивают, а руководство отправляют за решетку? Добрый вечер. Вот это французский казус компании Убер. Это не про нас, у нас все по-другому, на сколько я понимаю. Ни кого за решетку пока не отправляют и, в общем-то, все работают спокойно.

(Владимир Васильев): Потому что таких и оснований нет, кого-либо отправлять. Мы говорим, по факту, об определенном прецеденте на территории другой страны. На территории России совершенно другие условия.

(НП): Ну так пол Европы уже, по-моему, этот сервис запрещают очень активно.

(ВВ): Ну возможно в России будет развиваться то же сценарий, но отечественные компании работают по другому принципу.

(НП): А с вашей точки зрения?

(Евгений Грэк): С моей точки зрения, у нас слишком дырявый закон, слишком большие дыры в законодательстве, которые позволяют агрегаторам типа Убер, Яндекс приходить на рынок, рушить его, что приводит к печальным последствиям. Таким как ДТП, неквалифицированные водители, которые засыпают за рулем и т.д.

(НП): Подождите, я все понимаю, но в этой ситуации, от чего вымрут таксомоторные парки? Потому что на смену тяжелым, неповоротливым созданиям приходит кто-то быстрый, динамичный, энергичный, который просит меньше денег за свои услуги.

 (ВВ): Таксомоторные парки не вымрут, они будут существовать в новой реальности, и эта реальность не такая плохая, как вы описали. В действительности все наоборот, когда вы говорите что все так плохо, все не так плохо. Еще несколько лет назад рынок такси в городе Москве был похож на барахолку, или как все вспоминали Черкизон. Сейчас, рынок такси сформирован таким образом, что это хороший качественный супермаркет, где потребитель может выбрать услугу, и услуга будет оказана на должном уровне.

(ЕГ): Ну здесь я с вами не соглашусь, у нас, к сожалению, качественные автомобили в данный момент и еще какое то количество профессионалов, которые остались за рулем, через год, я считаю, что рынка такси в Москве вообще не останется, будут доношенные и съеденные автомобили. Сейчас водители проедают свои автомобили, как раз благодаря таким сервисам как Яндекс и Убер. Потому что тарифы установлены ниже себестоимости, установлены не водителями и не таксопарками, а именно агрегаторами и посредниками.

(НП): А кто останется?

(ВВ): Не могу говорить за Яндекс, но считаю этот сервис высококачественным, я могу говорить про "Ситимобил", про наш отечественный, инновационный,  высокотехнологичный продукт, так как существует он. Что значит проедают? Все машины не старше 3 лет. Что значит - нет контроля и высокий уровень ДТП? Нет такого. Все официально.

(НП): Мы говорим про другую ситуацию, про то, что онлайн сервисы, по сути, легализуют частный извоз. Они легализуют бомбил, любой человек, на своей машине может предложить свои услуги.

(ВВ): Это что касается Убера, если мы говорим о "Ситимобил", это исключает бомбил как таковых. Человек, который хочет стать таксистом должен быть либо сотрудником таксопарка, либо, если он индивидуальный предприниматель, иметь лицензию такси, иметь все устанавливающие документы. Он приходит к нам, сдает тесты на знание города, сдает все полагающиеся тесты, у него путевой лист, у него соответствующие проверки и он работает.

(НП): Отлично. А против вас агрегатор, который выставляет минимальную цену поездки. И кого выбирает потребитель? Не вас.

(ЕГ): А люди идут туда, куда дешевле.

(ВВ): Потребитель выбирает нас, у нас отменена, вообще, минимальная плата за подачу автомобиля.

(ЕГ): Ну у вас сейчас автомобили просто не подаются.  Мне как раз недавно представили скриншот из вашей программы, а у вас там висит по 100-200 заказов с надписью - просрочены.

(ВВ): Я не понимаю, кто вам что прислал. Я знаю, что если вы сейчас возьмете свой девайс, сделаете заказ по этому адресу, через 7 минут машина будет здесь. И с вас не возьмут минимальной платы, как берут другие. Я не говорю сейчас про Убер. Убер – это та программа, где любой человек с машиной и водительским удостоверением может подключиться.

(НП): И телефоном.

(ВВ): Отечественный агрегаторы, такие как "Ситимобил", Яндекс.Такис – это агрегаторы, куда водитель должен прийти и приложить усилия, чтобы устроиться на работу. А чтобы устроиться ему на работу, и быть подключенным к программе, ему нужно иметь все документы и большую работу здесь делает даже департамент транспорта Москвы, который структурировал рынок. Рынок с приходом команды Сергея Семеныча Собянина очень изменился в городе.

(НП): Я согласен про департамент транспорта, который долго бился за восстановления легальных желтых такси, которых в городе стало больше. Но сейчас то ситуация выглядит так что эти агрегаторы все-таки предлагают услуги частников без лицензии, бомбил.

(ЕГ): Я сейчас так понимаю, что отмена минималки включились в ту же войну, которую начал Яндекс, а продолжил Убер.

(ВВ): Война происходит там, где нет правил. В городе Москве, эти правила есть, они прописаны. И более того, даже профильный комитет государственной думы много делает в этом направлении. Мы участвуем в дискуссии на всех площадках. Здесь нет войны, здесь есть здоровый рынок и конкуренция.

(НП): Хорошо, а кто отвечает, в случае если, вызванный через онлайн сервис, водитель приезжает нетрезвым, плохо знающим город и на неисправной машине, которая ломается посредине маршрута.

(ВВ): Отвечает мы. Мы берем на себя ответственность. Можно позвонить в службу контроля. Первым делом мы отключим этого водителя от системы. В случае онлайн агрегаторов, отвечает онлайн агрегатор.

(НП): Ну вы больше исключение из правил.

(ЕГ): Тут какое то действительно исключение, потому что в случае такого вот происшествия человек попал в ДТП. Были случаи тяжелых ДТП, грабежей и даже изнасилований, в якобы официальных такси, или якобы замечательном сервисе Убер, при звонке туда. Ну, во-первых, во многих сервисах даже не куда позвонить, у агрегаторов нет телефонов. При обращение говорят: вот ищите таксопарк, водителя.

(НП): Евгений, с вашей точки зрения, нужно такой жестко регулировано как во Франции, по отношению к агрегаторам? В пользу легальных такси, с профсоюзом и налогами?

(ЕГ): У нас закон подразумевал достаточно жесткое регулирование, но он был написан с такими дырками, что, к сожалению, за счет этих дырок агрегаторы и выживают. У нас от "Стоп-Налегал" есть тезисы, можно посмотреть их на нашем форуме, что мы хотели бы отведить (я не понимаю это слово) от закона. В этом обсуждение участвовало боле 20 городов и таксопарки, и водители и т.д. Одно из основных постуватов, во-первых, ответственность диспетчерских информационных сервисов. Как раз с помощью слов информационных сервисов, многие уходят от ответственности: «Мы вам дали информацию, мы ни за что не отвечаем. Ищите водителя, который вас ограбил, с которым вы попали в ДТП. » И второе, разрешение у нас сейчас выдается на автомобиль. В итоге мы получаем что – якобы легальная железка, в которой за руль посади обезьяну, медведя, неважно кого. По сути, получается что, автомобиль стал легальным.

(ВВ): Отлично, что в кавычках  называете наших граждан-водителей обезьянами, медведями. Эта обезьяна-медведь, должна сдать несколько тестов, иметь документы и лицензии, которые устанавливаются законом. Это раз, а второе, если вы так скептически настроены, я приглашаю вас к нам в гости, и увидите у нас даже стол находок. Пассажир, который забывают какую либо вещь, он может обратиться через 3-4 месяца, там своеобразный музей поля чудес.

(НП): Владимир, Евгений, спасибо. Но я чувствую, что дискуссия между легальными такси, агрегаторами будет бесконечна, на самом деле. Самое главное, чтобы в выигрыше был потребитель, которому дешево доехать. Ему важнее не шашечки, а ехать. Но будем следить за развитием ситуации. Спасибо за этот разговор.

Стенограмма подготовлена taxilife.ru


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru