Псковские таксисты: Наших бьют!

Псковские таксисты: Наших бьют!
14 Августа 2015

На рынке такси в Пскове снова развернулись ожесточенные бои. Похоже, здесь никогда не бывает тихо: местные службы такси то с шумом и спецэффектами делят в городе самые лакомые стоянки, то пытаются защититься от неправомерных действий операторов связи. Сегодня же они требуют избавить Псков от нелегалов - но не от обычных «бомбил», а от федеральных коллег.

Губернатор, помогите!

Сейчас в Пскове нет ни одного таксопарка, только диспетчерские службы. Держать свой парк автомобилей невыгодно, гораздо проще нанимать водителей вместе с транспортным средством, в крайнем случае, предоставлять машину в аренду.

Однако и на этом поле местным игрокам вдруг стало некомфортно. Все потому, что на кошельки псковичей с недавних пор стали претендовать федеральные сетевые службы такси. Причем довольно успешно. Федералы предлагают низкую стоимость услуги, что само по себе привлекает горожан. Но псковские предприниматели уверяют, пришлые службы отбирают у них клиентов, ставя под угрозу бизнес, а ездить на их такси по крайней мере небезопасно.

Чтобы привлечь внимание к проблеме региональных властей, местные компании даже обратились с открытым письмом к губернатору области Андрею Турчаку. В нем они утверждают, что легальный бизнес пассажирских перевозок в Пскове оказался в неравных условиях с нелегалами. Ведь последние не только не платят никаких налогов, но и штрафные санкции для них гораздо меньше. Более того, в Пскове их не слишком-то и проверяют, считают авторы письма и предупреждают, что через год - полгода все местные компании будут вынуждены закрыться. Ведь уже сейчас, утверждается в письме, две трети городского рынка пассажирских перевозок легковыми автомобилями контролируют нелегальные перевозчики.

«По сути, никому неподконтрольные и потому немотивированные выполнять ряд дорогостоящих требований по обеспечению безопасности пассажирских перевозок: техосмотр автотранспорта, наличие обязательных для такси опознавательных оранжевых фонарей, зачастую у водителей даже нет водительских прав или необходимого стажа вождения», - предупреждают власти псковские предприниматели.

Под прицел их претензий попали три крупных федеральных игрока: службы заказа такси «Максим», «Везет» и «Много Такси». Согласно информации, размещенной на их сайтах, они не являются таксомоторными компаниями, оказывающими услуги по перевозке пассажиров и багажа, а лишь оказывают информационные услуги. К тому же оказывает их удаленно. В одной из них диспетчеры находятся в Кургане, в другой – в Оренбурге, в третьей – в Пензе.

«Это лишь диспетчер на телефоне! Никакой ответственности за состояние водителей и их автомобилей, за качество обслуживания клиентов и налогообложение он не несет!», - подчеркивают в местных компаниях.

По их словам, передел рынка такси идет сейчас по всему миру. Возможно, не за горами времена, когда на псковский рынок придут и такие компании как UBER, GetTaxi и Яндекс Такси, которые позволяют любому подключиться к их системе и получать заказы. Вот только при этом никакой ответственности, по большому счету, никто не несет.

«Уже давно очевиден тот факт, что большинство нелегальных перевозчиков не выйдут в правовое поле по собственной инициативе. И мы просим вас предпринять необходимые меры для того, чтобы нормализовать ситуацию», - обратились псковские службы такси к губернатору.

Поможем, чем сможем…

Проблемой живо заинтересовались в региональном госкомитете по транспорту. Его председатель Виталий Голиков предложил предпринимателям собраться за круглым столом, чтобы обсудить наболевшее и выработать единую стратегию его решения.

На днях состоялось уже второе по счету заседание. На первом трудные вопросы были озвучены, к следующему представители профильного комитета уже предоставили ряд предложений по урегулированию ситуации. В частности, предлагается расширить поле контрольно-надзорных мероприятий. «Будем только улучшать, усиливать и учащать», - пообещали чиновники.

Также в комитете планируют усилить работу со СМИ - рассказывать читателям о проведенных рейдах и проводить своеобразные ликбезы среди граждан, как различать легальных перевозчиков и нелегальных и чем чревато использование их услуг. В каком-то смысле это будет антиреклама недобросовестным таксистам, которая, возможно, будет транслироваться и в автобусах «Псковпассажиравтотранса».

Еще один важный момент, который уже прорабатывает госкомитет, - доведение до ума инфраструктуры стоянок. От администрации Пскова уже получены гарантии, что до 1 сентября все парковки, официально зарегистрированные в городе, будут оборудованы спецзнаками. Правоохранительные органы в свою очередь займутся системной работой по выявлению нелегальных такси с применением самых жестких мер, вплоть до эвакуации.

«Пока рассмотрен не весь перечень стоянок, только самые приоритетные. Но в дальнейшем он будет расширяться», - уточнили в комитете.  

Правда, местные предприниматели высказали сомнение, хватит ли всем таксистам мест. Во всяком случае, сегодня за каждую стоянку ведется почти полукриминальная борьба. В частности, припомнили стоянку на пл. Ленина возле магазина Zenden, на которой останавливаются только те, кто, как говорится, место «застолбил». «С этим вопросом тоже надо разбираться! Попробуйте поставить шашечки и встать там, вы сразу все поймете», - обратились представители местных фирм к чиновникам.

Председатель комитета Виталий Голиков заметил, что и с эвакуацией транспорта нарушителей все обстоит не так-то просто. «Сотрудники ГИБДД не торопятся изымать транспорт, потому что боятся судебных разбирательств. Поэтому мы планируем встретиться с судом, чтобы обсудить этот вопрос. Пока мы не будем изымать машины, сдвинуться с мертвой точки не получится», - резюмировал он.

Нужно менять законы

Далеко не все вопросы в сфере пассажирских перевозок можно решить в рамках областного законодательства, некоторые моменты необходимо рассматривать на федеральном уровне. Поэтому комитет по транспорту направил официальный запрос на имя председателя регионального областного Собрания депутатов Александра Котова с просьбой рассмотреть возможность создания законодательной инициативы по изменению федерального законодательства.

Предлагается закрепить обязанность за диспетчерскими компаниями предоставлять транспортную услугу, а не только информационную, с тем, чтобы цепочка от заказа до потребителя не прерывалась. Также депутатам предлагают обязать диспетчерские службы выплачивать налоги в том регионе, в котором они представлены.

«Чтобы все работали у себя на земле, а не в Америке. У нас были сообщения, что СМС от некоторых служб вообще приходят со швейцарских номеров. Поразительно, на какие только ухищрения не идут некоторые компании», - прокомментировал заместитель председателя Игорь Сильченков.

Вспомнили и еще более амбициозный федеральный законопроект, который может свести диспетчерские службы в принципе на нет, а предоставит право давать лицензии только автопаркам. Внутри таксопарка диспетчерская служба сможет существовать, а отдельно – нет. Кроме того, город по этому проекту, будет иметь определенную квоту по выдаче лицензий, что позволит более жестко их контролировать.

«Пока мы этот проект толком не видели. Здесь есть и рациональное зерно, но есть и спорные моменты. Мы видим, что рынок таксомоторных перевозок переживает сейчас не лучшие времена, практически можно говорить о рейдерском захвате со стороны недобросовестных участников. Однако важно улучшить процесс, а не загубить», - высказался Игорь Сильченков.

Впрочем, псковские службы такси настаивают на еще более радикальных мерах. Высказывались предложения заблокировать федералам псковские номера телефонов и строго наказывать за распространение рекламы по городу, особенно за недостоверную.

«Все подъезды захламлены их рекламой, они Псков просто пачкают. Надо с этим бороться! В других же регионах это получается. Кроме того, они говорят в своих объявлениях, что стоимость поездки составляет 50-60 руб., но по факту это не соответствует действительности», - не скрывали эмоций участники совещания.  

Если не бороться – потеряем всё!

Президент ассоциации перевозчиков Псковской области Александр Москвин уверен, что нормативной базы вполне достаточно, чтобы бороться с недобросовестными конкурентами. А вот ОБЭП, по его словам, не хочет работать с теми предприятиями, которые находятся в других регионах. «Они устраивают самый настоящий саботаж в отношении проверяемых. Почему отказывают в возбуждении дел и налоговая служба? Потому что тоже саботируют», - заявил он.

Не устроил наши фирмы такси и ответ Роскомнадзора, когда они обратились с просьбой проверить, насколько законна ситуация, когда вызов такси происходит в другом регионе. «Отделались какой-то отпиской», - так охарактеризовали участники совещания реакцию ведомства.

Картина с федеральными службами такси, по их словам, в целом выглядит так. По сути, любой водитель, абсолютно любой водитель, устанавливает себе на телефон приложение и буквально через минуту он уже в работе. А ответственности за его деятельность никто не несет. Можно выехать на любой машине, в том числе аварийной, нетрезвым - кто проконтролирует? Разрешения на перевозку пассажиров у него, скорее всего, не будет, медкомиссию по утрам ему проходить не нужно, как и тщательно проверять техническое состояние автомобиля.

Водителей же вполне устраивает, что рядом нет начальников. Когда захотел, - вышел на работу, когда захотел - сошел с линии. Нередко водители покидают лоно местных фирм под весьма сомнительным предлогом: «Достало, что все время отчитывают и контролируют». Согласитесь, это уже говорит о многом.

Впрочем, не все гладко оказалось и в нашем «королевстве». Так, по словам Александра Москвина, в свое время в каждой псковской компании работало до 70% лицензионных водителей. Получается, треть все-таки работала не совсем легально? Но эксперт утверждает, что ситуация становится еще более печальной, ведь водители видят, что проще и дешевле работать по липовым документам либо вообще без них.

«Сейчас мы не знаем, как привлечь водителя, чтобы он вернулся обратно в лицензию. У нас нет льгот на этом рынке, как по стоянкам и электронным чипам, как например, в Москве», - добавил он.

На самом деле, проблема носит отнюдь не локальный характер, а вполне общероссийский. Заголовок «Федеральные службы заказа такси уничтожают местные фирмы по легковым пассажирским перевозкам» можно встретить сегодня на новостных порталах сотни российских городов.

Неудивительно, что обсуждение действий служб такси стала центральной не только на прошлогоднем Международном Евразийском форуме «Такси», но и на форуме, проходящем в эти дни в Петербурге. В частности, обсуждается возможность запретить агрегаторам прикрывать нелегальных таксистов на законодательном уровне уже этой осенью.

Правда, псковские предприниматели особых надежд на форум не возлагают и называют его без обиняков «пустой трепотней». «Как бы хуже не сделали! Например, вменят СРО для рынка такси, и мы тогда только еще больше заплачем», - опасаются они. 

«В борьбе с ними мы в любом случае что-то тоже потеряем, но если не будем бороться - потеряем всё», - сформулировал Александр Москвин.

Борьба не должна быть игрой в одни ворота!

Градус и без того эмоциональной беседы заметно повысило замечание председателя госкомитета по транспорту Виталия Голикова о том, что псковским диспетчерским службам неплохо было бы задуматься о повышении качества услуг. По его словам, псковичи нередко жалуются на грязные прокуренные машины, грубых нечистоплотных водителей, неприемлемый стиль вождения.

«Вы призываете «Убейте их, чтобы мы работали», но сами никаких конкретных шагов не предпринимаете. Начать нужно с себя, а потом уже идти в прокуратуру. Либо мы это делаем вместе, либо не делаем вообще. У нас город туристический – качество услуг должно повышаться. Иначе мы ни к чему не придем», - подчеркнул он.

Действительно, даже на сайте губернатора нередко встречаются жалобы жителей Пскова на те или иные службы такси. Показательно, что большинство из них – как раз местные..

Реакция на критику со стороны псковских служб тоже оказалась показательной: «Нам не на что повышать качество услуг. Вы нам помогите, а мы более жестко поставим условия по качеству сервиса. Когда пойдет работа, тогда и мы сможем ставить условия водителям. Иначе они просто уйдут туда, где никто ничего не требует. Нас сурово накажут, если мы возьмем лишенного прав водителя, а они спокойно работают с такими. Мы повысим качество, но сначала дайте нам работу».

Другое предложение Виталия Голикова - сотрудничество с аэропортом по специальным ценам – псковские предприниматели тоже восприняли со скепсисом. К низким расценкам на трансферные перевозки наши службы оказались не готовы. «Я вам предлагаю возможные решения, а вы мне сразу десять причин, почему вы не можете. Я предлагаю, чтобы ваши службы в самолетах рекламировали, и мы туда не будем пускать всяких паразитов. Однако вы мне выдаете сразу десять «нет», - с досадой сказал чиновник.

В конце совещания он предложил встречаться со службами такси ежеквартально, чтобы прорабатывать в том числе и вопрос качества услуг. «Я с вас не слезу», - пообещал онн. «Что ж тогда никто с федеральщиков не слезает?», - удрученно прокомментировали предприниматели.

Как проехать к счастливому финалу? И за сколько?

Если лет 7 назад поездка на псковском такси стоила примерно в 10 раз дороже, чем проезд на автобусе, то сегодня разница составляет уже 5-кратную величину. Все потому, что автобусные билеты регулярно индексируются, чего не скажешь о тарифах служб такси, где развернулись настоящие маркетинговые войны за клиента. С одной стороны, псковичам от этого только польза, с другой, «замороженные» тарифы отрицательно сказываются, прежде всего, на водителях и качестве сервиса.

Не исключено, что под давлением демпинга многим псковским фирмам родной, казалось бы, рынок придется покинуть. Будут ли в этом случае федеральные сети продолжать ценовые битвы – большой вопрос. Это, конечно, если в ближайшее время на них действительно не найдут управу.

А если произойдет наоборот? Допустим, местным службам удастся выдворить из города заезжих гастролеров. Следующий шаг – долгожданное, можно сказать, выстраданное повышение тарифов. Как минимум, в полтора раза, а то и в два-три. Станут ли псковичи столь же часто пользоваться этим сервисом, если его цена заметно вырастет? Скорее всего, какая-то часть пассажиров просто пересядет, скрепя сердце, на общественный транспорт. Или уж во всяком случае сократит количество поездок на заказных «легковушках». Не совсем понятно только, что в этом случае отыграют местные игроки? Да и где гарантия, что качество услуг при этом вырастет?

Очевидно, что этот конфликт не разрешится быстро. Возможно, все мы - свидетели своеобразной эволюции рынка. И, конечно, в наших интересах - чтобы в конце концов любая поездка на такси была безопасной и в меру доступной.

Источник


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru