Водительское мастерство, когда за «шашечками» гонялись с мигалками

Водительское мастерство, когда за «шашечками» гонялись с мигалками
16 Декабря 2015

Минск. Можно ли чему-то научить за рулем водителя такси? Человека, который и так проводит в автомобиле бессчетное количество часов. К представителям этой профессии относятся по-разному: их обсуждают и осуждают, ровно до того момента, пока самому срочно не понадобятся услуги такси. И все же водителя делает практика, а практики на традиционных занятиях-конкурсах Onliner.by «Водительское мастерство» достаточно. Так можно ли чему-то научить за рулем водителя такси? Абсолютно точный ответ знает Юрий Краснов — можно!

На специальном полигоне мы собрали пятерых участников. Отбор проводился в зависимости от водительского стажа претендентов, опыта работы в такси. Служба, марка и цвет автомобиля роли не играли. Тем более приятно, что компания подобралась яркая и конкурентная. Представляем наших участников:

  • Антон (ник на нашем форуме — Steel_Rat) на Toyota Prius, стаж за рулем — около 10 лет, 4 года работы в службе такси;
  • Алексей (geniusnet) за рулем Ford Fusion, водительский стаж — 11 лет, 5 лет в такси;
  • Артем (plotnikof) на Mazda3, за рулем 11 лет, 4 года в такси;
  • Дмитрий (__diesel__) за рулем Volkswagen Passat, водительский стаж — 7 лет, 2 года в такси;
  • Павел (Hard1) на Citroen C5, 13 лет стажа, около 10 лет за рулем такси.

такси в Минске

Слева направо: Артем (Mazda), Дмитрий (Volkswagen), Павел (Citroen), Алексей (Ford), Антон (Toyota)

Спарринг-партнерами для таксистов выступили сотрудники Департамента охраны, для которых это также стало занятием по повышению квалификации и водительского мастерства.

такси в Минске

Роли рефери, преподавателя и примера для подражания традиционно принял на себя Юрий Краснов.

Юрий Краснов

Юрий Краснов

Мы захотели расширить элемент спортивности нашего конкурса и начали с разминки. Все-таки утро, все-таки зима. Участникам нужно проснуться, разогреть резину, почувствовать машину. Никакого кофе и сигарет — только дорога.

такси в Минске

такси в Минске

Задача простая: участники двигаются по кругу, змейкой объезжая расставленные по траектории конусы.

такси в Минске

такси в Минске

— Старайтесь работать рулем без остановки. Плавно поворачиваем в одну сторону и сразу же делаем движение в другую, — предупредил Юрий Краснов.

Милиция и водители такси участвуют в конкурсе на равных и по сигналу главного судьи начинают движение.

— Вот сразу видно, у кого получается работать рулем плавно, а у кого нет, — сразу же подмечает Юрий Краснов. — Такое вождение только на первый взгляд кажется простым — крути баранку да и всё. На самом деле далеко не все водители умеют так рулить, даже самые опытные. А между тем это очень важно. При движении на скорости, если постоянно приходится работать рулем, любое резкое движение может отправить машину в занос. Если рулить постоянно и плавно — все отлично, автомобиль слушается. Но если останавливать руль, то затем движение будет чуть резче, что нежелательно.

такси в Минске

После слов мэтра мы обратили внимание на наших конкурсантов. И действительно, стоило им чуть разогнаться, как любое резкое движение становилось заметным: машина будто начинала нервничать, дергаться, слишком резко входя в повороты.

— О! Смотри, чуть не занесло одного! Так и происходит на дороге. Зато если отработать этот навык как надо, то он очень поможет водителю. В сложной ситуации данный прием сам гасит поворачивающий момент за счет того, что сразу начинает выводить машину из поворота. После таких тренировок, бывает, просишь водителя специально отправить автомобиль в занос, а он не может — руки запомнили, как нужно рулить.

такси в Минске

Разминка пошла водителям на пользу. Потому что начали как-то вяло.

— Ну давайте-давайте! — подбадривал участников Юрий Краснов. — Что вы как сонные мухи, это же полигон, тут ГАИ нет!

Мало-помалу водители стали втягиваться. У кого-то лениво пискнула резина на очередном повороте. Затем Алексей на Ford заметно прибавил газу. Бодрячком заработал Дмитрий на Volkswagen.

такси в Минске

— Это хорошо, взбодриться обязательно нужно, управляя автомобилем. Это же состояние водителя, а значит, его реакция, внимательность. А для таксистов это важно вдвойне! Они же целый день за рулем. Сколько дорожных ситуаций возникает за смену? А он везет пассажира, должен думать о его безопасности и комфорте. Вот где подсознание должно работать, где опыт проявляется.

После разминки участников поставили в пары — такси с машиной Департамента охраны.

Суть упражнения та же, только выполнять его нужно теперь вдвоем, по принципу челнока. Один едет змейкой чуть спереди, другой за ним по зеркальной траектории чуть сзади. В итоге оба учатся следить не только за дорогой, но и за другими водителями, друг за другом, просчитывать поведение, предугадывать ситуации.

такси в Минске

такси в Минске

— Сами вспомните, как часто в городских условиях приходится думать не только за себя, но и за других водителей. То кто-то на обгон пойдет, где нельзя, то всунется, где не просят, — Юрий Краснов знает, как задеть бывалых водителей за живое. — Давайте, поможете нам тренировать милиционеров в том числе. Водители такси же опытнее?

— Конечно опытнее! — подтвердил Алексей, готовясь сесть в свой Ford. — А если «бахнемся»?

— Не «бахнемся», у нас все по методике, — заверил судья конкурса.

такси в Минске

такси в Минске

Сели, поехали. Заднему водителю пришлось сложнее, как нам показалось. Он должен был не только следить за своей траекторией, но и не упускать из виду машину, маневрирующую впереди, контролировать ее движение, расстояние до нее. Передний водитель также постоянно работал «по зеркалам», учитывая действия ведомого.

такси в Минске

Теперь водители были куда активнее, скорости заметно возросли. Участники поняли: раз полигон, то можно и полихачить в пределах разумного, да на глазах у милиции. Когда еще такая возможность представится?

На этом легкая жизнь для конкурсантов закончилась. Следующее упражнение от Юрия Краснова было куда сложнее.

— Ставлю задачу: первая машина двигается так же, а другой водитель создает ей боковую помеху, то есть нужно двигаться бок о бок, как в городском трафике. Важно отработать взаимодействие друг с другом. В городе некоторые водители, такое ощущение, ездят и не следят за тем, что у них сбоку, что сзади, где другие автомобили...

такси в Минске

— Есть такое, — подтвердил Артем на Mazda. — Иногда кажется, что слепые за рулем. Согласен, периферийное зрение только и выручает.

такси в Минске

Это задание показало, кто как относится к своей машине и насколько водители в себе уверены. Кто-то ехал совсем близко к другому автомобилю, не опасаясь ничего. Алексей на своем Ford справился на отлично, о чем громогласно и объявил Юрий Краснов. От водителей езда на таком близком расстоянии потребовала большой концентрации, но все справились.

такси в Минске

такси в Минске

такси в Минске

Кто-то не рисковал и ехал с куда большим интервалом от боковой машины, чем того требовали условия конкурса.

— Берегут автомобили, сразу видно, — отметил Юрий Краснов. — Вот Ford отлично прошел, Volkswagen молодцом. А Citroen осторожничает, там в этом интервале еще две машины поместятся. И Mazda страхуется.

такси в Минске

Позже Павел из Citroen пояснил: нужно было помедленнее ехать, но впритирочку. На большой скорости водитель не рисковал.

такси в Минске

— В принципе, оно и правильно. От таксиста что в первую очередь требуется? Доставить пассажира с комфортом, целым и невредимым. В этом деле Citroen и Toyota преуспели больше всех — так что вызывайте их, если что, — сказал судья конкурса. — Кстати, а как правильно говорить: таксист или водитель такси?

— Водитель такси. Таксисты — они... возле вокзалов стоят, — ответил кто-то.

такси в Минске

Участникам конкурс понравился. Но было непросто.

— От этого реальная польза, — уверен Алексей. — В потоке только так и крутишься. Чуть что, кто-то рванул перестраиваться, ты боковым зрением увидел, просчитал и ушел. Иначе бы аварий было не счесть.

С самого начала было очевидно, что если на одних автомобилях установлены мигалки, а на других нет, то во втором акте будет погоня.

Погоня была, да еще какая! Каждому экипажу Департамента охраны поручили преследовать условного нарушителя. Мало ли, какие ситуации бывают. Участники честно признались, что убегать от милиции им не приходилось и они так поступать не стали бы. Но ради конкурса оказались готовы на многое.

такси в Минске

Сирена, требования об остановке, переданные через громкоговоритель, и автомобили по очереди уносятся на трассу. В некоторых парах силы заведомо были не равны. Забегая вперед, отметим, что Дмитрия на Volkswagen не смогли догнать даже его коллеги, не говоря уже о сотрудниках на служебных Lada.

такси в Минске

— Смелости Passat не занимать! Такого не догонишь, очень уверенно водит, — отметил Юрий Краснов.

такси в Минске

— «Шалёны» он какой-то, — коротко резюмировали коллеги-таксисты.

такси в Минске

Нам Дмитрий рассказал, что просто вошел во вкус:

— Это же полигон, здесь не страшно. В городе так не поездишь, там никогда не знаешь, кто что утворит. А тут можно посмотреть, на что способна машина. Правда, даже голова закружилась под конец. Космонавтом нужно быть, чтобы так круги нарезать!

такси в Минске

Если для одних это развлечение на специально отведенной территории, то для других — отработка вполне вероятной ситуации.

— Важно не уйти в эмоции. Понятное дело, что в реальной жизни эти водители от милиции скрываться не будут. Но случаются ситуации, когда преследование неизбежно. Важно самому при этом не попасть в аварию. Необходимо контролировать свое психоэмоциональное состояние, не войти в раж. Иначе наступает так называемый синдром Супермена, когда водитель перестает адекватно воспринимать обстановку, увлекается. А это чревато аварией. В итоге машина разбита, а тот, кого догоняли, скрылся. Этого нельзя допустить, —пояснил Юрий Краснов.

такси в Минске

Самые реальные шансы догнать неуловимого Дмитрия на Volkswagen имел Артем, водитель Mazda.

— Артем, представь, что он должен тебе много денег и отдавать не хочет, —подбадривал его Юрий Краснов. — Давай догоняй, Mazda, $50 тыс. тебе должны.

Однако Passat остался победителем — то ли водитель Mazda поберег машину, то ли это был день немецкого автопрома.

— Кстати, а откуда у таксистов взялась эта репутация, будто они агрессивно водят? — спросил Юрий Краснов. — Я вот считаю, что большинство таких водителей умеет ездить. 

— От пассажира многое зависит. Если он тебе в последний момент говорит — поверни направо, то что делать? Поворачиваешь... — пояснил Алексей.

Пассажиры у нас еще будут, а пока для участников подготовили конкурс на реакцию. Автомобиль движется по прямой траектории с постоянной скоростью. Внезапно перед ним с одной из сторон возникает препятствие, которое необходимо объехать, после чего водитель должен вернуться на ту же траекторию движения.

такси в Минске

Препятствие изящно обозначал Юрий Краснов. До последнего водитель не знал, в какую из сторон придется уворачиваться, что создавало определенные трудности. Но с испытанием справились все.

такси в Минске

— Это совсем непросто. И уклониться, и успеть сбросить скорость, и машину удержать, — поделился впечатлениями Антон, водитель Toyota.

— Смысл в том, чтобы научиться одновременно маневрировать и сбивать скорость. То есть контролировать тормоз и одновременно рулить, — пояснил Юрий Краснов. — Чтобы правая нога не мешала рулить, а руки не мешали тормозить. Потому что так случается: водитель начинает тормозить, руки не работают, начинает рулить — бросает тормоз. В результате не получается вписаться на скорости или машина уходит в занос. А такая помеха на дороге может появиться в любую минуту: пешеход, автомобиль, другое препятствие.

такси в Минске

А напоследок мы оставили самое интересное. Соревнование между таксистами — кто самый быстрый, ловкий, маневренный. Действительно, кто? Различия в возможностях автомобилей оставим за скобками.

такси в Минске

Первый этап соревнований — «Подвези милиционера». Машины выстраиваются на специально обозначенных площадках. Перед ними метрах в 100 находятся по трое сотрудников Департамента охраны. Задача водителя такси подъехать к ним передним ходом, аккуратно объехав с нужной стороны все конусы на пути, забрать одного пассажира и задним ходом, также мимо конусов, вернуться на площадку. И так пока всех не заберешь.

такси в Минске

— А счетчик включать? — в шутку спросили таксисты. Договорились не включать. И сами же на свою голову пожелали усложнить условия конкурса: пассажир садится и выходит из автомобиля не самостоятельно, а только после того, как водитель откроет дверь.

такси в Минске

такси в Минске

Если бы участники не размялись как следует перед этим конкурсом, с заданием они бы не справились. Доехать на машине, маневрируя между конусами, опытный водитель сможет быстро. А вот выбежать из нее, обежать, открыть дверь, снова обежать, сесть и рвануть с места — это, нужно признать, сбивает пульс.

такси в Минске

Снова в фаворитах оказались Volkswagen и Mazda. Участник на Ford был очень хорош, так же как и водители Citroen и Toyota, но этим автомобилям, возможно, не хватило резвости.

такси в Минске

Таксисты пытались ухватиться за каждую мелочь. Например: как быстрее обежать машину — спереди или сзади? Вроде бы спереди ближе, постановило большинство — и побежало спереди. Присмотрелись: ближе, но не быстрее. Нужно обойти дверь и только тогда стартовать, а убегая назад, сразу набираешь разгон. В общем, «фишки» и «коронки» у всех были свои, однако победил, как обычно, «немец». На две сотые секунды, но победил.

такси в Минске

Другой конкурс в соревновании таксистов назывался «Поймай рубля!».

такси в Минске

Автомобили двигались по обозначенному кругу, друг напротив друга. В центре круга находился единственный и неповторимый пассажир — Юрий Краснов. Он вскидывал руку, и такси устремлялись к нему. Подъезжать нужно было обязательно правым бортом, так что вероятность столкновения сводилась к нулю. Кто первый остановится возле клиента — тот и победил.

такси в Минске

Соревнования проводились до трех побед. В финале сошлись Citroen и Volkswagen, и снова буквально на носовом платке победу вырвал Дмитрий. С чем мы его и поздравляем: он был признан таксистом дня и удостоился аплодисментов от сотрудников Департамента охраны и своих коллег. Заслужил!

— А в завершение мы предоставим водителям такси возможность почувствовать нашу заботу о них. Конкурс тот же, но теперь таксисты выступят в качестве пассажиров, а забирать их будут сотрудники Департамента охраны, — предложил Юрий Краснов.

Таксистам было весело и в то же время несколько непривычно. Полезный опыт.

— Сегодня у нас в гостях были люди самой уважаемой, самой нужной профессии после сантехников — водители такси. Мы рады, что получили совместный опыт, спасибо за помощь, — подвел итог Юрий Краснов.

Водители также за словом в карман не полезли.

— Побольше бы таких занятий, и в городе бы спокойнее было, — уверен Алексей.

— Я полтора года езжу на этой Toyota и до сегодняшнего дня не знал, что Prius может так пищать, — поделился впечатлениями Антон.

такси в Минске

— Спасибо! Таксистам желаю побольше клиентов, а милиции — наоборот, поменьше работы, — пожелал Дмитрий.

— В следующий раз усложним конкурсы. Вот когда таксист еще возьмет чашку кофе, сигарету, будет одной рукой сдачу отсчитывать, а другой рулить — вот это будет по-настоящему, — добавил Артем.

Разъезжались весело, на прощание сигналили и махали руками. То редкое благодушие, которого часто не хватает на дорогах.

Источник


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru