Сервисы по вызову такси: UBER vs Gett

Сервисы по вызову такси: UBER vs Gett
19 Марта 2016

(В-ведущая) – Здравствуйте, это программа «Хрупова. Лидеры рынка» и Елена Хрупова. В середине марта крупнейшие в мире сервис по заказу такси через мобильное приложение, Убер подписал наконец соглашение о сотрудничестве с московскими властями и теперь у него есть 90 дней на отказ от нелегалов. Станет ли это преимуществом в конкурентной борьбе с Gett, обсудим с экспертами. В студии Сергей Кравцов, основатель 4talk messenger, Антон Иншутин, управляющий партнёр венчурного фонда InVenture Partners, а также Олег Амосов, председатель общественного движения «Форум Такси».

Добрый вечер, спасибо, что пришли. Ну а для начала небольшая справка.

(Справка) – Мобильные сервисы по вызову такси все активнее конкурируют между собой. По данным общественного движения «Форум Такси»: в российской столице на сервисы «Яндекс.Такси», Убер и Gett, который до преобразования назывался Gettaxi, приходится больше половины заказов. Gett и Яндекс принимают около 47 процентов заказов в Москве, Убер еще 10-15. Компания Убер впервые запустило свое приложение в 2009 в Сан-Франциско, а в 2012 начала международную экспансию. Сейчас ее приложение доступно в 68 странах мира и 378 городах. С помощью приложения Убер, заказчик резервирует машину с водителем и отслеживает ее перемещение. Оплата производится с помощью банковской карты. В большинстве случаев водители используют свои собственные автомобили, а также машины таксопарков или партнеров. Обычно 80 процентов оплаты переходит водителю и 20 процентов Убер. Компания стоит 62,5 млрд долларов и является самым дорогим стартапом в мире, поддерживаемым венчурными инвестициями. Но по данным «Information» Убер терпит крупные убытки, достигшие 2,5 млрд долларов в 2015 году. Компании дорого обходится маркетинг, выход на новые рынки и запуск новых продуктов, вроде карпулингового сервиса. Сейчас Убер активно интересуется технологией беспилотных автомобилей. Гендиректор Трэвес Каланик отметил, что через пару десятков лет, она сделает с бизнесом Убер тоже самое, что Убер сделал с индустрией такси.

На российском рынке одним из главных конкурентов Убер является израильская компания Gett. Охват у нее поменьше: 13 городов в Израиле, 10 в России, 6 в Великобритании, 1 в США (Нью-Йорк). Gett не предоставляет услуги такси непосредственно, она позволяет лицензированным таксопаркам получать заказы от пользователей мобильного приложения. Она также дает возможность отслеживать местоположение такси и производить оплату. По данным «Forbs» Gett занимает девятое место в списке самых дорогих компаний рунета с оценкой в 500 млн долларов. По подсчетам РБК, в Москве Убер предоставляет более дешевый вариант поездки, около 23 рублей за км, против 35 у Gett, зато Gett чуть быстрее подает машину, 13 минут, против 16 у Убер.

(В) - Сергей, давайте для начала определим, что такое сервисы, агрегаторы такси, какой принцип работы у Gett и Убер, и в чем их основные отличия.

(Кравцов) – Все очень просто. Что такое сегодня агрегаторы – это сервисы приложений, которые у нас есть на мобильных телефонах, есть на андроидах, на айфонах, куда подключено большое количество таксопарков или частных лиц, которые хотят заниматься извозом. И конечный пользователь скачивает приложение, запускает его, нажимает «я нахожусь по такому-то адресу», ему пишется, через какое время будет подана машина, он выбирает, какой класс обслуживания хочет получить, и в зависимости от компании или класса обслуживания, привязанная пластиковая карточка оплачивает его поездку.

(В) - Но смотрите, здесь несколько пунктов. Во-первых, с таксопарками работает Gett, с частными извозчиками работает Убер. Второе, к карточке привязан только Убер, а у Gett есть смешанная форма оплаты, вы можете совершить оплату денежными средствами. И здесь основные отличия в этом, или в чем-то еще?

(К) – Совершенно верно.

(В) – Скажите Олег, есть ли отличие в скорости подачи машины, в каких-то дополнительных услугах и конечно, кто из них выгоднее с точки зрения расстояния и в целом ценовой параметр.  

(Амосов) – Смотрите, Gett пришел и начал работать сразу с парками, поэтому тарификацию он сразу взял за основу, которая уже существовала в Москве до этого, то есть она именно почасовая. А Убер более гибко подходит, он делает тарификацию, как по всему миру, это учитывается и пробег автомобиля, то есть километраж, плюс дополнительно время. На самом деле тарификация, вроде бы более дешевая у Убера, но на самом деле, учитывая пробки…

(В) -  И учитывая динамическое ценообразование, которое есть, согласитесь, Антон, все-таки есть в этом определенный минус, из-за плохих погодных условий удобнее передвигаться на такси, а тут раз и в два-три раза увеличивается тариф.

(Иншутин) - В этом есть и минусы, и плюсы одновременно. Минус, конечно в том, что это дороже, с другой стороны динамическое ценообразование, так называемое серчпрайсинг, позволяет Уберу уменьшать скорость подачи, то есть гарантированно подать ее в какой-то промежуток времени.

(В) – Кто быстрее подает автомобили?

(И) – Вы знаете, я не засекал на Gett, не знаю, думаю, что в районе 5 минут примерно сейчас скорость подачи.

(В) – Олег, а у вас есть какая-нибудь статистика?

(А) – Да, Gett конечно гораздо быстрее, примерно в два раза. Плюс динамическое ценообразование не дает Уберу даже преимущества. Ну пассажиры не хотят в три раза дороже платить, при этом получается цена поездки в полтора раза дороже, чем у Gett. Поэтому отказываются от такой поездки. Там, где именно коэффициенты большие, водители есть, а там заказывать пассажиры уже не хотят. Пассажиры у нас сейчас выбирает, где подешевле.

(В) – Но в целом выбирают, где подешевле, например, самые дешевые – это короткие поездки, которые, я так понимаю, еще и датируются Убером, то есть не только клиент платит за какую-то короткую поездку, но также и Убер, и Gett. Вот вы, Сергей, знаете, каким-то образом датируют эти короткие поездки, доплачивают бонусами водителям. Скажите, в чем вообще смысл этого всего?

(К) – Смотрите, сегодня основной тренд развития такси, он выглядит совсем простым языком следующим образом, пять-шесть лет назад, для того, чтобы поймать автомобиль такси, нам нужно было выйти на дорогу, поднять руку и остановить частник. Вот эти все частники, они стали «Уберистами», перешли в компанию Убер. И есть вторая сторона этой темной силы такси, это таксопарки, которые перешли в такие компании, как Gettaxi и в «Яндекс.Такси». Соответственно три большие компании, такие как: «Яндекс.Такси», Gettaxi и Убер – сегодня пытаются распилить этот большой российский, московский в том числе и рынок Санкт-Петербурга, занять максимально большие доли и достигается это путем демпинга. То есть с каждым разом тарифы все ниже и ниже, таксисты все больше становятся недовольными, потому что агрегаторы фактически обслуживают заказы, это витрины, а таксистам приходится сидеть за рулем, крутить баранку. И для того, чтобы делать минимальные поездки от 50 рублей, такие как, Gettaxi, этой компании приходиться нести расходы и доплачивать водителям, за 50 рублей они работать не будет и есть какой-то минимальный порог, который сегодня, Gettaxi доплачивает водителям, чтобы они соглашались на минимальные поездки.

(В) – А на чем тогда, Антон, зарабатывают, Gettaxi и Убер, если они еще и датирую что-то? И вообще, есть у них какие-то положительные финансовые результаты?

(И) – Нет, и Gettaxi, и Убер, в настоящий момент, не являются прибыльными компаниями. Они вкладывают все те деньги, которые они поднимают от инвесторов, а также ту выручку, которую они зарабатывают, вкладывают в рост. То есть они пытаются увеличить свои рыночные доли, на тех рынках, на которых они представлены, а также выходить на какие-то новые рынки.

(В) -  В России, например, Убер столкнулся с проблемой, о который мы говорили ранее. Теперь есть 90-дневный период для того, чтобы избавиться от нелегалов. Здесь хотелось бы понять вообще, как реализуется эта регуляторная среда. В разных странах уже у Убер были судебные иски. Что скажете по повод российских реалий, кому здесь проще с регуляторной точки зрения, Gett или Убер?

(А) – Ну Gett, наверное, попроще с какой-то стороны, потому что они изначально пошли с легальной позиции, изначально привлекали только легальных водителей, также работали только с таксопарками и именно с компаниями. Хотя не знаю, как там учредители все это рассматривают, потому что у Gett большой запал, они эти доплаты переводят на компании сначала, потом уже выплачиваются они водителю. Gett выплачивает три раза в месяц эти доплаты и получается, что 90 процентов водителей получают именно без нала, но получают компании, а они получается уже как зарплату получают. Gett все время задерживает эти выплаты, постоянно у него какие-то финансовые проблемы. Эти выплаты выше у Gett. В принципе, Убер на самом деле сейчас, подан, заявление подавал я от общественного движения. То есть подавал в генеральную прокуратуру РФ, лично Чайке направил. Это заявление, в котором, я обвиняю московское правительство в том, что они в принципе дискредитируют российскую власть.

(В) -  Нет, подождите, не будем делать громких заявлений политических. Скажите пожалуйста, складывается…

(А) – Это не политическое заявление, понимаете в чем ситуация, они разрешили представителям частного бизнеса нарушать закон в течение трёх месяцев.

(К) – Ну, надо понимать, что, сделаем поправку на то, что вообще интернет бизнес - это достаточно молодая среда в России сейчас. И интернет такси бизнес, это достаточно молодой бизнес, потому что Gett, на сколько я понимаю, в России появился в 2012 году, Яндекс появился в 2011 году, и в тот момент, когда за последние два года рынок такси стал достаточно серьезно заметен, на нем предел. Вот эти бизнесмены в кедах достаточно серьезную долю откусили такси-трафика в России. И поэтому сейчас начинаю всплывать какие-то административные вопросы, вопросы, связанные с регулирование.

(В) – То есть это конкурентная борьба таксопарков с теми мобильными сервисами?

(К) - Сейчас начали предприниматься первые попытки регулирования этого рынка и результатом являются какие-то претензии, и таксопарков, и водителей Уберов, и водителей такси, но надо понимать очень простую вещь, что с появлением, я очень благодарен агрегаторам, Яндекс.Такси, Gettaxi и Убер, тем, что они, во-первых, навели порядок на рынке. Мы, сегодня, прилетая в аэропорт Шереметьева, не платим 3-5 тысяч за поездку в сторону города. Мы нажимаем кнопку получить машину и через 5 минут приезжает такси…

(В) – Но вероятно этого демпинга и опасаются те, кто сейчас остается на рынке.

(К) – Это всего лишь бизнес.

(В) – Давайте сейчас посмотрим, какой из этих сервисов выбирают наши телезрители. Я напомню, что было организовано голосование на странице телеканала РБК в контакте и на вопрос: «Какой сервис агрегатор такси удобнее, с вашей точки зрения?», более 40 процентов респондентов ответили Убер, почти 17 процентов выбирают Gett, и другой сервис выбирают более 42 процентов респондентов. 

Антон, вот Убер является крупнейшим сервисом по заказу такси, через мобильное приложение, самый дорогой стартап в мире. Он, к слову сказать, почти в полтора раза дороже самой дорогой российской компании «Газпром». И нужно сказать, что по данным «DE Information», например, во-первых, стоимость на конец 2015 Убер оценивалась в 62,5 млрд долларов, но при этом 2,5 млрд долларов убытка. В общем-то продолжают идти венчурные фонды, недавно как раз фонд Алишера Усламова, на сколько я понимаю вошел. В чем смысл? Во что вкладывают, если нет прибыли и даже хотят нулевого результата.

(И) – Вкладывают, в первую очередь, в ту рыночную долю, которую Убер смог получить на определенных рынках на которых он представлен. В первую очередь, это конечно рынок США и инвесторы верят, что при достижении определенных объемов этого бизнеса, он рано или поздно станет прибыльным. Поэтому есть вера в то, что, когда определенная рыночная доля будет захвачена, компания перестанет тратить большое количество денег на маркетинг, на привлечение пользователей и станет прибыльно.

(В) – Сергей, а может на беспилотные автомобили, на них делает ставку Убер? И есть ли такое аналогичное подразделение, которое занимается разработкой «беспилотных решений» в Gett?

(К) – Стоит отметить, что вообще американский рынок, американский хайтек, (13:44 не понимаю слово), они буквально раз в неделю пишут новых сделках, о новых венчурных инвестициях. И мы сегодня видим, что Тесла – это фактически уже аналог беспилотного автомобиля. Совершенно недавно в Амстердаме брал такси, это огромное количество автомобилей Тесла. И водители ездят, ну пока они присутствуют в машине, но я думаю, что через 2-3 года конечно мы увидим совсем беспилотные машины. Британия пока собирается стать первой страной, но пока собирается, мы же понимаем, что самое сложное, это законодательство должно соответствовать. Должна прописана ответственность в авариях, в нанесение каких-то телесных повреждений, очень много вопросов пока к беспилотному транспорту. Вот Гугл автомобиль попал в аварию в Америке, столкнулся с автобусом, там тоже идет достаточно интересное разбирательство.

(В) – Ну обе компании все равно разрабатывают какие-то сервисы.

(К) – Да, безусловно, как же иначе, но пока, я думаю, они на мне будут показывать, потому что через 2-3 года - это будет одним из конкурентных преимуществ.

(В) – Скажите все-таки, Олег, кто быстрее растет из агрегаторов, или может статистика у вас есть? Убер или Gett, именно на российском рынке, кто на Россию делает определенные ставки из этих двух сервисов, с могут ли в какой-то перспективе, например, мобильные сервисы вообще полностью вытеснить обычные такси?

(А) – Ну как наше московское правительство приняло это 90 дней, предполагаем, что выжгут рынок. Убер просто выжжет рынок, сейчас еще опустит цены.

(В) – Каким образом он еще сможет опустить цены? То есть еще датировать дополнительно?

(А) – Да зачем датировать. Сейчас рынок труда, огромное количество людей, которые остались без работы или хотят подработать и которых не устраивает заработная плата, их огромное количество. При том, что у них есть автомобили, которые куплены в кредит и зарплата снизилась, по всей стране, и в Москве в том числе. И они сейчас с удовольствием будут подрабатывать. Убер это же сервис, который рассчитан на непрофессионалов. Это любой ваш сосед, и вы можете работать вечером, после работы, спокойно подвезти кого-то.

(В) – Но любой непрофессионал должен быть лицензирован. Для этого нужно все-таки получить лицензию, раз, на сколько я сейчас понимаю.

(А) – В Убер нет.

(В) – Но девяносто дней и после этого должен будет быть лицензирован каждый водитель, а у Gett уже…

(А) - Ну, за три месяца, понимаете, при таком развитии. Сейчас лицензия ничего не стоит, то есть ее выдают кому угодно в течении 21 дня, кроме Москвы можно сделать в Московской области, то есть вам не перекрашивать автомобиль, ничего не делать.

(В) – Кстати, это хороши вопрос, Сергей, например, в Москве все автомобили такси должны быть выкрашены в желтый цвет, но в Московской области нет такого решения и соответственно многие ездят под теми самыми разрешениями Московской области. Не возникнет ли у Убера, который не имеет желтых автомобилей каких-то дополнительных проблем?

(К) – Ну это еще раз надо понимать абсолютно простую модель: Gettaxi, Яндекс.Такси - это сервисы, которые работают с таксопарками. Это две компании, которые приложили огромные усилия на российском рынке и сделали машины такси желтыми. Именно после того, как появился Gett, у него был специальная программа по перекрашиванию автомобилей, на сколько я помню, это четыре года назад появилось. У Убера этого нет, но это фишка интернет сервиса. Я думаю, что в течение ближайших 90 дней выйдет постановление о том, что Убер должен будет лицензировать водителей и интернетчики станут подконтрольны какому-то законодательству. С каким они будут работать, это не мой вопрос, не могу точно сказать. Но я думаю, что конечно все станет очень серьезно ближе к закону.

(В) – Но в любом случает, ограничивает это перекрашивание рос и потенциал Убер в России? Вам так не кажется?

(И) – Я думаю, в определенной степени, это так, они не смогут работать с нелицензированными водителями, то есть в какой-то период у них сократится автопарк и они, наверное, в моменте могут потерять какую-то рыночную долю.

(В) – В целом, пока доли распределяются, скажем, в пользу «Яндекс.Такси», вовсе не в пользу этих двух сервисов на российском рынке. 

Транскрибирование передачи произведено порталом TaxiLife


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru