Тюмень – город звереющих таксистов?

Тюмень – город звереющих таксистов?
29 Марта 2016

– На Земле в среднем проживает полторы тысячи
инопланетян. Большинство на Манхеттене...
Приличная публика: живут, работают…
– Таксистами?
– Не так уж часто…

К/ф «Men in black» Барри Зонненфельда

Решил написать на злобу дня.

Что-то много нынче в Тюмени новостей про таксистов. Нападение на таксистов, митинг таксистов, флешмоб таксистов, таксисты умыли зеленкой пассажира... Ничего не упустил? Пока в интернетах не утихли бурления г...вн, поделюсь своими скромными наблюдениями за всей этой ситуацией. А собственных наблюдений и рассказов очевидцев у меня собралось немало.

В первую очередь хочется отметить настоящий прорыв, который произошел в этом году на рынке такси – появление радиоканалов взаимопомощи. С них-то все и началось. На планшет или телефон ставится приложение, которое работает как рация. При необходимости все участники канала реагируют на сообщения моментально. Кроме общегородских радиоканалов «555» и «911» есть и небольшие закрытые каналы на несколько десятков человек, как, например, «Костяк 72». Такие группы вообще порой работают как некие антиподы профсоюзных организаций. Ну, то есть, если нормальный, уважающий себя профсоюз собирает со всех деньги, и непонятно, куда их потом тратит и чем вообще занимается, то в группах участников радиоканалов никаких членских взносов и бюрократии нет. Зато есть моментальная и эффективная помощь друг другу в сложной ситуации. Собственно, благодаря каналам и удалось найти тело убитого весной таксиста. А еще с помощью радиоканалов несколько раз задерживали грабителей и вернули потерявшуюся девочку родителям. В общем, настоящее чудо техники.

Кроме того, закрытые каналы – это такие же закрытые группы людей. Некоторые коллективы уже так хорошо организованы, что отвоевывают исключительное право для своих участников стоять на площадях у ж/д вокзала и аэропорта. Я помню время, когда заказывая такси с ж/д вокзала, приходилось идти пешком до ДК «Железнодорожник», ибо местные «пятачники» не подпускали водителей ближе, чтобы те не забирали заказы. В общем, соцсети вовсю теснят старинные тюменские ОПГ.

Что касается умываний зеленкой. Тут все понятно, старая добрая традиция – тариф «Аватар»: не хочешь платить – умывайся. Причем, как говорят очевидцы, никто халявщиков не заставляет и не угрожает им. На зов о помощи от обманутого таксиста моментально слетаются коллеги, некоторые из которых обладают магическим свойством: всем своим видом, взглядом и выражением лица они заставляют «пассажиров-кидал» самостоятельно, вполне добровольно и самозабвенно умываться зеленкой. Забавно, конечно, но, как выяснилось, этот метод хоть как-то сдерживает рост числа неплательщиков в непростое кризисное время.

Ну, а самый треш этого года связан, конечно же, с «лоукостерами». Это дешевые такси «Победа», «Поехали», «Народное» и другие. Маркетологи крупных холдингов создают эти проекты отчасти для того, чтобы не пустить в город «Uber» и «Яндекс-такси». Так как в маркетинге я разбираюсь гораздо лучше, чем в рынке такси, то могу смело сказать, что маркетологи служб такси делают то, что умеют. Конечно, очень часто они делают то, что совсем не умеют, но речь не об этом сейчас.

Дело в том, что сегодня, как и всегда во время кризисов, в такси ломанулось огромное количество «подработчиков». На сегодняшний день их количество уже перевалило за 70% от общего числа таксистов. «Подработчики», как правило, плохо знают город и редко моют машины, ибо в такси они пришли не от хорошей жизни, и денег на помывку у них часто нет. Среди них есть и те, кто работает в сфере услуг, зная только один язык, и язык этот явно не русский. Но самое главное, эти люди зачастую не могут за несколько секунд просчитать себестоимость заказа. А ведь именно ее величество себестоимость установила соответствие между ценой заказа и классом авто. Обычно, регистрируясь в одной службе такси, таксист получает право брать заказы от служб ниже классом, принадлежащих этому же холдингу, если, конечно, брать такие заказы целесообразно. Но бывшие наемные сотрудники с голодухи или по неразумению на вполне приличных авто «метут» все заказы подряд, не глядя на цену.

Получается, что своим неумением работать они роняют уровень сервиса такси среднего класса, а своим хорошими авто резко поднимают уровень «лоукостеров». Зачем клиенту заказывать «Нон-стоп» за 250 рублей, когда он может заказать «Победу» за 150? Причем за ним приедет тот же самый «белый воротничок» на подержанном «Солярисе» и весь путь будет уточнять у пассажира дорогу, даже имея навигатор.

Эта ситуация просто уничтожает класс профессиональных водителей, которые умеют просчитывать реальную цену заказа и не могут себе позволить брать заказы ниже себестоимости. И, конечно же, группы таксистов из закрытых каналов начали защищать свое право на честный труд. От праведного гнева некоторые таксисты совсем озверели. Началось все с того, что они стали звонить в «лоукостеры» и заказывать такси. если приезжал «подработчик» из службы заказов с более высокой стоимостью, то «стахановцу» проводили воспитательную беседу. Видео подобных встреч уже пару недель обсуждаются в сетях.

Потом началось совсем веселье. Матерые таксисты начали звонить с разных номеров в «лоукостеры» и заказывать такси в разные места подальше от города. если заказ берет водитель авто, класс которого соответствует этой диспетчерской, то заказ сразу же отменяют. если машина классом выше, чем нужно, то заказ оставляют. «Подработчик» мчится несколько километров в место назначения, где его не ждет ничего хорошего. его там его вообще никто и ничто не ждет. Даже воспитательная беседа его там уже не ждет. Там просто никого нет. По рассказам таксистов, такая форма борьбы показала, что «подработчики» вообще не умеют считать. Один энтузиаст бросился за заказом к учебному центру «Шлюмберже» за 30 километров от города. Чтобы вы поняли, стоял он в это время у ТЦ «Колумб» и, по самым примитивным подсчетам, стоимость бензина, потраченного на этот маневр и выполнение заказа, превысила бы стоимость самого заказа. Вот такие дела. Короче говоря, рынок такси просто пытается организовать сам себя, выжимая людей совсем случайных.

Когда диспетчерские стали определять IP телефонов и блокировать ложные заказы, таксисты начали звонить с «левых» симок и чужих телефонов. Венцом противостояния стали программы автодозвона, которые полностью забивали трафик входящих звонков «лоукостеров». Диспетчерские вычисляют энтузиастов, увольняют их «за саботаж», но чем закончится это противостояние, пока не понятно.

Теперь, что касается многочисленных интернет-комментариев о заработке «оборзевших таксистов». Один мой товарищ, вот уже семь лет работающий в такси, рассказал мне, сколько он зарабатывает. За месяц выручкой собирается около 90 тысяч рублей. 10% уходит диспетчерской за оплату заказов. Автомобиль на газу съедает топлива тысяч на 13 рублей. Амортизация и ремонт средней иномарки требует откладывать 3 рубля с каждого пройденного километра. За месяц набегает пробег тысяч на 6 километров. В рублях это еще 18 тысяч. И тысячи 4 рублей уходит на автомойку. В итоге от месячной выручки остается примерно половина – 46 тысяч рублей. Да, я забыл вам рассказать, что работает мой товарищ по 10-12 часов 6 дней в неделю. Пересчитайте сумму на свою восьмичасовую пятидневку, получите 30 тысяч. И где тут, спрашивается, «барзежь»?

Понятно, что, пока идет весь этот экономический кризис, рынок такси и дальше будет трясти. Да, вы все верно прочитали, я действительно назвал всю эту «непростую экономическую ситуацию в стране» кризисом. И пока идут волнения, брожения и попытки самоорганизации групп частных извозчиков, все это будет так или иначе просачиваться в Интернет. В тот самый Интернет, где каждый комментатор почему-то считает себя экспертом во всем, особенно в теме такси. Собственно, так же, как и любой уважающий себя руководитель в своем кабинете почему-то автоматически считает себя гуру в маркетинге и пиаре, а любой таксист, выходя на смену, вдруг осознает себя экспертом в экономике и геополитике.

Так вот. Что я понял из своего небольшого исследования животрепещущей темы. если вы соберетесь работать или подрабатывать в такси, то сначала подумайте 10 раз, не забывая при этом рассылать резюме на вакансии по своей специальности. Время для смены профориентации сейчас не самое удачное. И не забывайте оплачивать проезд, с зеленкой, говорят, это вообще не шутки.

Да, и будьте добрее к людям, особенно в комментариях, ибо что-то мне подсказывает, что оскорбление адептов таксизма – это страшнее даже, чем оскорбление чувств верующих.

Игорь СамойликИгорь Самойлик. Маркетолог, пиарщик, политконсультант. Любитель заниматься социальным экстримом: доверять людям, верить словам женщин, влюбляться, читать стихи на поэтических вечерах, травить людей цинизмом и даже заниматься бизнесом. Непонятно зачем получил второй разряд по спортивному туризму и три высших образования. Воспитывает уссурийского енота Соню и характер.

Источник

Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru