Пчелы против пчеловодов: почему собрались бастовать минские таксисты

Пчелы против пчеловодов: почему собрались бастовать минские таксисты
21 Июля 2016

На минувшей неделе появилась информация о том, что столичные таксисты 29 июля готовят акцию протеста. В этот день водители такси планируют не выйти на работу, посвятить время семье и тем самым показать диспетчерским службам "кто их кормит".

Получится ли протест массовым? Если да, то какого эффекта ожидают таксисты? Не выйдет ли так, что отказ от работы одних обернется валом заказов для других? И, в конце концов, не останутся ли в этой ситуации крайними пассажиры, которые не смогут вызвать такси? Ответы на эти и другие вопросы попытался узнать журналист abw.by.

О пчелах и пчеловодах

Недовольство позицией диспетчерских служб таксисты высказывают уже давно. И основная претензия касается того, что первые устанавливают тариф на перевозки, не интересуясь мнением вторых. Уже не первый год водители такси говорят о том, что дорожает все кругом, но только не стоимость километра, и такие расценки с трудом покрывают их расходы на оплату налогов, содержание авто, не говоря уже о том, чтобы откладывать на покупку нового. К тому же, с их слов, невысокая стоимость услуги привела к ухудшению контингента пользователей, но это уже, как говорится, немного другая история.

По мнению таксистов, диспетчерские, договариваясь исключительно между собой, установили тарифы, которые выгодны именно им. 

такси в Минске

"В последние годы диспетчерские службы ведут себя как диктаторы, - рассказывает водитель такси Геннадий. – Они формируют тариф, исходя из собственных соображений. Как он определяется – непонятно. С тех пор как тариф менялся в последний раз все подорожало в разы, от стоимости запчастей до врача-механика. И при этом сами диспетчерские не забывают регулярно повышать цены на свои услуги. Не так давно они решили, что выгоднее брать плату за каждый заказ, чем абонентскую плату. Если раньше водители платили диспетчерской 1-1,2 миллиона рублей в месяц за неограниченное количество заказов, то сейчас это 1 рубль за каждый принятый заказ. Если в среднем таксист выполняет 250 заказов в месяц, то это 250 рублей. Если работаешь легально и с соблюдением всех требований, чтобы получить "на руки" 1000 деноминированных рублей, нужно фактически жить в машине. Потому что сегодня половину дохода "съедают" налоги и платежи. И это без учета затрат на топливо. Но самое неприятное, что во всей этой ситуации диспетчерские службы ведут себя по-барски, а водители для них – никто. И все изменения вводятся за формулировкой "несогласные могут нас покинуть". Но от смены диспетчера ничего не поменяется, потому что у всех условия почти одинаковые. И все свои нововведения они вводят подозрительно одновременно".

По мнению таксистов, минимальный тариф за километр поездки должен составлять 0,75 рубля, а не 0,55-0,59, как сейчас. Они утверждают, что это будет действительно честный тариф, основанный на реальных расчетах. В пример приводят такси "Пятница", у которого своя диспетчерская служба, свой автопарк и свой тариф – около 0,8 рублей за километр.

такси в Минске

Водитель стоит – диспетчер не зарабатывает

"Теперь, когда водители платят не "абонентку", а за каждый заказ, акция «Стоп-заказ» приобрела особый смысл, - говорит председатель профсоюза водителей такси "Центр" Александр Стаховский. – Если водитель стоит, диспетчер ничего не зарабатывает. В сложившейся ситуации мы не видим другой возможности дать понять, что пора пересмотреть существующий тариф или хотя бы сесть за стол переговоров.

Мы не призываем блокировать перевозку пассажиров, цель нашей акции – исключительно дать вспомнить диспетчерским службам, кто работает и зарабатывает средства на их существование, а в перспективе – сделать сотрудничество диспетчерских и водителей взаимовыгодным. Сегодня ситуация сложилась таким образом, что водитель, по сути, превратился в расходный материал, поскольку приток желающих попробовать заработать на хлеб посредством извоза не иссякает, относиться к водителям подобным образом недопустимо".

такси в Минске

Александр подчеркивает, что идея объявить пятницу 29 июля семейным днем исходила от водителей, недовольных нынешним положением дел, а профсоюз лишь поддержал ее.

О проведении акции протеста специально было объявлено заблаговременно, чтобы водители такси и пассажиры имели возможность к ней подготовиться. По словам Александра, негативная реакция пассажиров, которые в этот день столкнутся с трудностью, заказав такси через диспетчера, также заставит диспетчерские службы задуматься.

такси в Минске

Сразу после появления новости о "Стоп-заказе" посыпались комментарии похожего содержания: пока одни будут бастовать, другие поспешат воспользоваться ситуацией. И, прежде всего, это будут сами таксисты.

"Такие люди будут, от этого никуда не деться, - говорит Александр. - Если для человека важнее одномоментное желание заработать, а не борьба за улучшение собственного положения, чтобы нормально можно было работать каждый день, это его личный выбор". 

такси в Минске

Кому забастовка таксистов только в радость, так это тем, кто работает по мобильным приложениям и "от борта". Потирают ли руки те, кто работает с Uber, рассказал нам водитель Михаил.

"Если бы вы не сказали, что готовится акция протеста, я бы и не знал, - говорит он. – Поспрашивал у ребят – многие о ней не слышали. Да что говорить, когда многие таксисты о ней не слышали… 

Мое личное мнение: бастующие вряд ли чего-то добьются. Вероятно, что этого самого протеста никто и не почувствует, потому что в этот день поедут работать все, кому не лень. Но суть не в этом, а в том, что такие проблемы решаются на уровне перевозчиков и диспетчерских, они должны собраться и прийти к единому решению, а в этом, насколько я понимаю, и заключается основная трудность.

такси в Минске

Что касается тарифов, то хочу сказать следующее. Прочитал статью про такси, которая недавно была размещена на abw.by. Автомобили-такси, которые я увидел на фото, а именно Peugeot 405 1987-1997 г.в., Citroёn Xantia годов 1993-2001, Fiat Ulysse 1994-2002, на языке автомобилистов - "корчи". И эти люди хотят тариф 7500?! Таксисты, которые действительно понимают, что такси - это сфера услуг, меняют авто, чтобы как-то соответствовать (в городе в последнее время достаточно много свежих и даже новых авто в такси), а все остальные делают ту же работу на 20-летних автомобилях. Еще форма одежды летом - спортивные шорты, майка и сланцы - вот вам и уровень сервиса! Требуя что-то от других, нужно не забывать предъявлять требования и к себе". 

такси в Минске

Рынок диктует свои условия и цены

Диспетчерские службы к "бунту" готовы, но смысла в нем не видят, так как считают, что против рынка не "попрешь".

"Можно выставить тариф и 1 рубль за километр, только кто станет ездить на такси за такие деньги?! - обосновывает позицию руководитель службы "135" Олег Радкевич. – Таксисты жалуются на то, что у них много простоев. Неужели при более высоком тарифе их станет меньше? Сомневаюсь.

Сегодня мы формируем тарифы согласно калькуляциям крупных перевозчиков. И существующий тариф – это именно тот тариф, который продиктован рынком. За два последних года количество автомобилей, занятых в пассажирских перевозках, увеличилось вдвое. Понятно, что работы стало меньше. Но компенсировать нехватку работы более высоким тарифом бессмысленно. Однако именно этого хотят водители. Я уже не говорю о том, что некоторые хотят спрятать за ним свои тарифы "от борта", чтобы была не так заметна разница.

такси в Минске

Проблема в том, что так называемых квот на получение лицензии в нашей стране нет. Иными словами, власти никак не регулируют количество автомобилей, занятых в перевозках. По приблизительным данным, в этой сфере в Минске сейчас занято от 10 до 15 тысяч автомобилей. Это много. Рынок переполнен. Пока не будет ограничено количество автомобилей, чтобы водитель сел за руль и отработал без простоев положенное количество часов, ничего не изменится. Сейчас же из-за того, что машин много, водители большую часть времени заняты в простоях. Это первый момент.

такси в Минске

Второй момент: уже неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы установить в Минске "единый тариф" на услуги такси. Это было бы выгодно в первую очередь пассажирам: все бы знали, сколько стоит километр пути в Минске, независимо от службы, и усмирило бы касту работающих "от борта" с их дикими расценками. На подобное предложение комитет по ценообразованию ответил, что установить такой тариф невозможно, так как услуги такси не являются социальными и государство не может их регулировать. Поэтому тарифы остаются свободными и формируются на рыночных основаниях.

То есть ни первая, ни вторая проблема не решаются, а получается, что виноваты во всем диспетчерские. С таким же успехом водители могут провести акцию протеста против Совмина, который не в силах повлиять на ситуацию.

Подытоживая, хочу сказать, что все мы взрослые люди и живем в условиях, когда никто никого не заставляет работать "в минус". Если бизнес не выгоден, владелец "сворачивает" дело. Не устраивает работа – не работай. Согласитесь, что работать в убыток себе и своей семье по крайней мере глупо и вряд ли кто-то способен заниматься этим продолжительное время. Но таксистов меньше не становится.

такси в Минске

Что касается конкретно акции протеста, то скажу, что этим водители покажут прежде всего отношение к пассажирам. Заключая договоры с перевозчиками, диспетчерские несут ответственность перед клиентами. И призыв к тому, чтобы "устроить выходной", не выйти на линию, дескать, клиенты не получат авто, что заставит диспетчерские задуматься, это ни что иное, как саботаж пассажирских перевозок. Это не решит проблемы, которые я описал выше, значит, и смысла не имеет. Пока рыночных предпосылок для повышения тарифов нет".

такси в Минске

Вместо заключения

Рынок такси в Минске находится в том же положении, как и многие другие сферы. В ситуации затяжного кризиса работники практически всех сфер стали зарабатывать меньше. Но как бы ни росло недовольство водителей, в Минске мы наблюдаем лишь увеличение количества желающих заработать частным извозом. При этом рост рынка услуг пассажирских перевозок, который происходит на фоне падения доходов населения. Реально ли "лечить" ситуацию повышением тарифов? Пока это вопрос без ответа. 

Источник


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru