Власти Татарстана хотят отрегулировать деятельность Uber и «Яндекс.Такси»

Власти Татарстана хотят отрегулировать деятельность Uber и «Яндекс.Такси»
24 Октября 2016

Татарстан намерен инициировать «легализацию» бизнесов Uber, Gett и «Яндекс.Такси». По мнению депутатов и чиновников, интернет-сервисы по вызову такси способствуют развитию теневого рынка перевозок, поскольку сотрудничающие с ними водители работают без лицензии и не платят налоги. Профильный комитет Госсовета поручил правительству республики подготовить предложения по ужесточению регионального и федерального законодательства. Эксперты сомневаются, что властям это удастся, поскольку «эти сервисы уже проходили в западных странах и через забастовки, и через запрещения».

Комитет Госсовета Татарстана по экономике, инвестициям и предпринимательству рекомендовал Министерству транспорта и дорожного хозяйства республики подготовить предложения по «совершенствованию республиканского и федерального законодательства» с целью легализовать деятельность интернет-сервисов по заказу такси. Такое решение члены комитета приняли, заслушав доклад заместителя регионального министра транспорта Андрея Егорова. Он сообщил, что сервисы Uber, Gett и «Яндекс.Такси» «зачастую передают заказы перевозчикам, которые не имеют разрешения на деятельность такси, то есть работают нелегально». Водители не соблюдают требования закона республики «О перевозках пассажиров и багажа легковыми такси на территории РТ», предполагающие белый или желтый цвет кузова автомобиля. Комитет пришел к выводу, что с распространением таких сервисов «многие участники рынка предпочитают теневой сектор как наиболее экономически благоприятный»: нет необходимости получать лицензию, уплачивать налоги от оказания услуг такси. «При этом данные операторы не несут ответственности за техническое состояние автомобиля и наличия у него разрешения на такие перевозки», — говорится в заключении парламентского комитета.

Напомним, международные интернет-сервисы по заказу такси стали популярны в Татарстане относительно недавно. Uber начал свою работу в Казани в сентябре 2015 года. «Яндекс.Такси» официально объявил о своем запуске в столице Татарстана в апреле этого года, a Gett — только этой осенью. Чтобы воспользоваться этими сервисами, достаточно иметь приложение на мобильном телефоне. Относительно низкие цены на поездки привели к снижению среднего чека на такси в городе. В региональной прессе отмечалось неприятие местными водителями этих сервисов, однако усилившаяся конкуренция на рынке не вызвала серьезных протестов как в Москве, где таксисты провели несколько забастовок с требованием повысить минимальные тарифы на поездки.

Ранее казанский рынок перевозок был представлен таксопарками и диспетчерскими службами по вызову автомобилей. Однако летом 2014 года сообщалось, что все четыре казанских таксопарка — официальный перевозчик казанской Универсиады «Такси Белый Барс», а также «Такси 24», «Таксопарк №1» и «Такси Премьер» — прекратили работу, уступив рынок кол-центрам и таксистам-частникам. Тогда лидерами рынками считались диспетчерские службы «Такси Татарстан» и «Лидер». С конца 2011 года власти Татарстана пытаются отрегулировать деятельность такси. Был принят закон, обязывающий получать разрешение на каждую машину, занимающуюся извозом, а также окрасить кузов такси в белый или желтый цвет (это положение вступило в силу с 2013 года). Для нарушителей были введены штрафы.

В Госсовете и правительстве намерены ужесточать существующие требования к таксистам. На заседании комитета Андрей Егоров заявил, что службы заказа такси должны получать такую же лицензию, что и обычные таксопарки. Кроме того, по его словам, следует «ввести стандарт для обязательной атрибутики опознавательного фонаря такси». То есть, следует из пояснений чиновника, необходимо ввести требования наносить на кузов автомобиля «шашечки» таким образом, чтобы «было невозможным» снять их в любое время. Это, по словам господина Егорова, избавит рынок от водителей, которые оказывают услуги такси «от случая к случаю». Также комитет Госсовета, указав в своем заключении на «низкие преимущества ведения легального бизнеса перед величиной его издержек», заявил о необходимости «создания системы нестабильной финансовой ситуации для теневого рынка, в том числе путем дифференциации штрафов». Окончательные предложения правительство республики должно подготовить к 1 января 2017 года. Однако уже сейчас Госсовет рекомендовал ГИБДД Татарстана «усилить контроль за привлечением к ответственности» водителей легкового такси, нарушающих региональный закон.

Отметим, что сами депутаты на заседании не высказали нареканий к качеству интернет-сервисов по заказу такси. Член фракции «Единой России» Рафкат Кантюков (возглавляет ООО «Газпром трансгаз Казань») сказал, что «не ожидал», что у этих служб «так все отлажено», похвалив их за быструю подачу автомобиля. Однако зампред комитета Марат Галеев напомнил, что «остаются вопросы безопасности и налогов». В беседе с „Ъ“ депутаты поясняли, что намерены «не бороться», а «легализовать» такой бизнес.

Однако в Uber не согласны, что сервис (Uber позиционирует себя как «онлайн-сервис по вызову автомобилей с водителем», а не такси) способствует развитию теневого рынка. «Партнерами Uber могут быть только индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые работают в соответствии с местным законодательством», — сказали „Ъ“ в пресс-службе Uber в России. В компании отметили, что «все расчеты между Uber и партнерами происходят только по безналичному расчету — деньги за поездки переводятся на расчетные счета ИП и юрлиц». В «Яндекс.Такси» „Ъ“ заявили, что «не сотрудничают с водителями напрямую, а работают с таксопарками и диспетчерскими», от которых «требуют соблюдения законодательства в сфере перевозок».

Заместитель генерального директора инвесткомпании «Финам» Ярослав Кабаков полагает, что ужесточение требований к перевозчикам может «привести к некоторому повышению цен на такси по сравнению с тем, которое установится при отсутствии регулирования». Он считает «крайне маловероятным», что в результате этих мер рынок покинут «Яндекс.Такси», Gett или Uber. «Да и другие менее крупные игроки будут уходить с рынка не в результате регулирования, общего для всех, а потому что не смогут экономить на масштабе операций, как «Яндекс.Такси» и Uber», — говорит он.

Другие эксперты склонны считать, что такие сервисы сложно квалифицировать как такси. «Эти сервисы уже проходили в западных странах и через забастовки, и через запрещения», — отмечает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. По его словам, «запретить одному человеку подвозить другого на своем автомобиле довольно сложно»: «То есть эти сервисы уже легальны, а предлагается ввести законы, которые сделают их нелегальными». Партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко говорит, что подключение к системам Uber, Gett и «Яндекс.Такси» «невозможно без соответствующего документа». По его словам, «запретить сервис в конкретном регионе будет крайне сложно при условии наличия так называемого „желтого такси“, поскольку такое ограничение может и, скорее всего, будет признано нарушением антимонопольного законодательства». «Подобного рода инициативы чаще всего являются следствием ожесточенной конкуренции, связанной с развитием онлайн-сервисов в регионах», — заключает он.

Источник


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru