Забытые имена. Checker

Забытые имена. Checker
12 Мая 2017

Моррис Маркин родился 15 июля 1893 года, в городе Смоленск. Бедный еврейский мальчик пошёл работать в возрасте 12 лет, работал он разносчиком товаров в крупном Смоленском магазине, разнося пищевые продукты, текстиль и прочий товар. В возрасте 19 лет он решает иммигрировать в Штаты, куда уже перебрались его двое дядь. 

Не зная английского и не имея денег (с собой у него было 1,65 доллара) оказывается он на острове Эллис, через который прошли миллионы иммигрантов. Но, у него нету банальных 25 долларов, что бы его выпустили из лагеря для иммигрантов в Нью-Йорк, их одалживает ему дворник, работающий при иммиграционном департаменте.

Моррис МаркинИз Большого Яблока он прямиком дует к своему дяде, который живёт в Чикаго ходит объявление, что требуется мальчик на побегушках, знающий русский язык. Так же находит объявление что портной ищет учеников. Моррис идёт к нему, заодно портной учит его торговому делу, но вскоре учитель умирает. Моррису удаётся уговорить вдову продать бизнес портного в кредит, она соглашается. Дела Маркина идут не плохо, появляются деньги, он перетаскивает в Штаты своих семерых братьев и двух сестёр. Вместе с тем он начинает заниматься ростовщичеством.

Первая мировая война приносит ему не плохие деньги, т.к. он шьёт штаны для нужд армии.

В 1921 году некто Ломберг — хозяин кузовостроительной компании берёт в долг 15 000 долларов, что бы погасить свои долги, но этого не хватает и он опять приходит к Маркину брать взаймы, тот отказывает и прибирает фирму к своим рукам, заплатив долги Ломберга. Фирму Joliet переименовывает в Markin Automobile Body.

Вслед за кузовостроительной фирмой он прибирает к рукам обанкротившийся компанию Commonwealth Motors, которая делает автомобили-такси для фирмы Checker Taxi (которая на тот момент не имеет ничего общего с Маркиным), под маркой Mogul. Затем он покупает здание бывшего завода автомобильных шасси у фирмы Handley-Knight и бывший завод по изготовлению кузовов фирмы Дорт из Каламазо, шт. Мичиган.

И 2-го Февраля 1922 года основывает фирму Checker Cab Manufacturing Company в Чикаго, шт. Иллинойс.
В 1923 году переводит бизнес в Каламазо, Мичиган, на площади фирмы Дорт.

Маркин основав автомобильную фирму заранее выстроил политику бизнеса — автопроизводителей много, поэтому мы будет строить только такси.

И он начинает выпускать крепкие автомобили для таксопарков. Такси Чеккер обретают славу автомобиля, который пользуется популярностью у гангстеров перевозящих спиртягу во время сухого закона. Сам же Маркин намерен тратить свои силы не сколько на конструкцию автомобилей, а сколько на инвестиции в сам таксобизнес и скупку конкурентов.

Checker Cab 1923
Checker Cab 1923

В 1924-м году он начинает потихоньку скупать акции таксофирмы Чеккер, и в 1937-м году окончательно прибирает её к рукам. В 1929 году у иммигранта из Австрии — Герца (будущий отец прокатной конторы — Hertz) он покупает его фирму Yellow Cab Company. И с 1930 года автомобили Чеккер окрашиваются в знаменитый желтый цвет, с черными шашечками на борту. Затем прибирает к рукам 33% акций Parmalee Transportation Company. Скоро автомобили Чеккер становятся основными автомобилями в парке Нью-Йорка, Питтсбурга, Миннеаполиса и прочих городах. Маркин был хитрым бизнесменом, и он предлагал таксистам покупать автомобили в кредит, что конечно способствовало росту популярности его автомобилей.

В лучшие года фирма Маркина изготавливала до 12000 машин в год, но к 1930 году, когда уже бушевал кризис продажи стали падать, а Маркин все делал капитальные вложения в покупки. В июне 1933 года совет директоров компании решает уменьшить численность директоров компании с 11-ти до 7ми и в ходе перевыборов исключают Маркина из совета. Обиженный Маркин идёт к своему другу Эрлу Корду и предлагает ему выкупить его 60% акций за четверть их номинала, тот соглашается и вследствие этой аферы Маркин возвращается в компанию через 10 дней, уволив всех "бунтовщиков". Председателем компании становится Эрл Корд. Под руководством Корда появляется новая модель Т

Checker Т 1933
Checker Т 1933

В этом автомобиле использовались моторы фирмы Lycoming, которая так же принадлежала Корду. Вообще Чеккер никогда не имел собственных моторов, фирма строила только шасси и кузова.

Checker Y8 1935
Checker Y8 1935

В 1935-м появляется 8ми цилиндровая модель Y8 c мотором от Auburn 850 (фирма Оберн так же принадлежала Корду) и модель Игрек6 с мотором от фирмы Континеталь.

В 1936 году Корд и Маркин предстали в суде, где их обвиняли в мошенничестве и манипуляциях с ценными бумагами, их обоих оправдали. Но после этого скандала Корд уходит из компании Чеккер, и Маркин снова становится единоправным хозяином своего детища.

Примерно в это же время фирма Чеккер начинает выпускать трейлеры и кабины для грузовиков фирмы Форд и кузова для фирмы Hudson Motor Company.

В 1940-м году компания строит 3 джипа для тестов военных. Нам этот джип известен, как Willys, но по сути разработал её Бантам. А построил Чеккер, машина носила название BRC40. До сих пор ходят споры, построил ли сам Чеккер этот полноприводник с 4-мя управляемыми колёсами, т.к. машина имела логотипы на решётке радиатора и руле Checker. Или выставили на тесты автомобиль построенный фирмой Бантам установив на него свои логотипы.

Checker BRC N2
Checker BRC N2

Checker
табличка Checker найденная на этом внедорожнике

Кстати фирма Чеккер одна из 5-ти мелких независимых автомобильных компаний США, которые выжили в 30-е годы.

Маркин был консервативным человеком, что касалось конструкции автомобилей, т.к. его автомобили имели не большие крылья, в отличие от других фирм, которые к 40-м делали автомобили с объёмным оперением. Но Маркин строил такие автомобили не из-за старомодного вкуса, а ради удешевления ремонта кузовных панелей. Тем не менее например в 1939-м году появилась Модель А, которая имела кузов Ландоле, крыша поднималась сервоприводом, имелся люк на крыше и автоматический звуковой сигнал при включения заднего хода, для информирования пешеходов.

Checker Model A
Checker Model A 1939 -1941

В военное время компания занималась изготовлением прицепов, прицепов-бензовозов и прочей нужной для армии продукцией.

После Второй Мировой Маркин возобновляет производство такси.

Checker A6
Checker A6 1953

Не смотря на то, что с 1922 года по 1958 год Маркин не продавал автомобили официально частникам, их можно было купить заказав у фирмы и частному лицу. Но в 1959-м году Маркин решает вывести на рынок и гражданскую версию своего A10 — Superba автомобиль имеет 2 типа кузова — седан и универсал, через 2 года появляется улучшенная и более дорогая версия Marathon. Автомобили отличало от такси более обильное использование хрома. Отличало их обычных автомобилей других фирм — низкий и ровный пол, резиновое покрытие пола.

Checker Superba
Checker Superba

Но они не особо идут, в первый год производства было продано всего 1050 Суперба, так что фирма продолжает делать такси.

Кстати интересный факт, что посольство США в Москве в 60е годы купило для себя 2 гражданских Чеккера. Так что Чеккер в 60-е ездил и по Москве. Посол Левеллин Томпсон отмечал, что автомобиль не пригоден для поездок по булыжным дорогам, а так же трудно найти высококачественное топливо для него. Но в достоинствах автомобиля, то, что он может не снимать цилиндр садясь в него. От обычных гражданских Марафонов эту машину отличала серая тканевая обивка в салоне, кондиционер и поднимающаяся перегородка, отделяющая пассажиров от водителя.

В 1964 году власти штата Нью-Йорка начинают расследование против Маркина, обвиняя его в монополии, т.к. он владеет и таксофирмами и таксостроительной фирмой, т.е. заказывает транспорт сам у себя, в ходе этого скандала он продаёт часть фирмы Parmalee за 8 млн долларов.

В те же 60-е растёт объём производства автомобилей, в 1962-м доходит до 8000 в год, частникам поставлено 3000 автомобилей! В 1965 году Чеккер отказывается от старотипных двигателей фирмы Континенталь (рядная 6ка, с нижним расположением клапанов), и в производственной программе остаются только моторы от Chevrolet. К уже имеющемуся V8 5.7, добавляется мотор V6 объёмом в 4.1 л.

Кроме производства такси Чеккер известен, как кузовостроительный производственник, например он делает в этот период кабины и кузова для фирмы Reo. В 1963 году к нему обращается Натан Альтман, который ищет производителя для своего Avanti, но Маркин отказывается, т.к. прямо сказал Альтману, что не хочет выпускать такие страшные автомобили.

Про автомобили немного тоже, я уже упоминал, что в 1961-м году появилась более дорогая версия Суперба — Марафон. От Суперба его отличала более широкая решётка радиатора. В 1963 году появилась удлинённая на 9 дюймов (22см) версия, база стала равняться 129 дюймам, что позволяло работать автомобилю в такси, власти Нью-Йорка еще в 50-е приняли закон, по которому было запрещено работать в такси автомобилям с базой больше 130 дюймов.

На удлинённой базе выпускали и универсалы и седаны. В 1960-е году, когда был бум на мощные автомобили, автомобили Чеккер достигали 300 лошадиных сил.

В 1962-м году появляется модель Аэробус, машина сделана на базе Марафона, но первые автомобили оснащались моторами Крайслер, объёмом в 5.2 л развивающие до 200 сил. База автомобиля была 189 дюймов (4.8 м)

Checker Aerobus
Checker Aerobus

Автомобили выпускались либо с 9-ти дверным кузовом универсал, либо 8ми дверным кузовом седан.

Параллельно выпускалась более короткая версия с базой 154" или 3.9 м. Но её выпускали не долго — до 1969 года.

А длинная версия, которую называли Аэробус 15 (по количеству пассажиров, которых машина могла взять на борт), выпускалась до 1976 года. Всего было сделано 3568 Аэробусов разных вариантов.

Но вернёмся к Марафону, если в 60-х годах моторы развивали мощность в 300 сил, то в 1975 году, когда на дворе был экономический кризис, плюс ужесточение норм токсичных выхлопов, на машину поставили катализатор и дефорсировали мотор, тот же 5.7 стал развивать всего 108 кВт или 147 сил. В 1980-м году на базовой модели заменили мотор V6 на более современный чуть меньшего объёма, но главной новинкой стало появление дизельного двигателя Олдсмобил объёмом 5.7 л.

Checker Marathon
Checker Marathon.

В принципе технически содержать Марафоны не сложно, передняя подвеска повторяет таковую от Фордов 1956 года, моторы в большинстве своём от Дженерал Моторс, коробки автомат первоначально были от Борг Уорнер, позже GM Hydramatic.

Что касаемо Морриса Маркина, то 8 июля 1970 он покинул этот мир, и у руля компании встал его сын Давид. Это было трудное время: эмбарго, конструкция автомобилей морально устарело и т.д. Давид ищет инвесторов, что бы обновить модельный ряд и быть как-то на плаву. И находит такого инвестора в 1977м, им оказывается Эд Коул, бывший директор Дженерал Моторс, в его планах покупать новые Фольксвагены с свеже построенного завода Уэстморленд, доставлять их на заводы Чеккера, удлинять кузова, поднимать крыши и таким образом выпускать экономичные автомобили для нужд такси, но этим планам не суждено было осуществиться, т.к. во время перелёта в Каламазо, на завод Чеккер его самолёт разбился и Коул погиб.

В 1981 году был показан прототип Checker Galva II построенный на удлинённом шасси GM X-body, переднеприводная база для ряда моделей концерна Дженерал Моторс (например Chevrolet Citation II

Checker Galva II
Checker Galva II

Но средств и возможностей не хватает на развитие проекта, а спрос на имеющиеся автомобили падает и Давид Маркин решаешь закрыть автомобильное производство, что и было сделано 12 июля 1982 года.

Фирма продолжила выпускать кузовные панели для других фирм, а так же производить запчасти. Так например грузовые кузова для GMC/Chevrolet делал Чеккер. Она же делала элементы шасси для Кадиллаков. Во время кризиса 2000-х годов, Чеккер как крупный поставщик для GM терпит убытки, доходы компании падают. А Давид Маркин становится жертвой финансиста Берни Мэддофа, в итоге в 2009-м году фирма подает заявление о банкротстве и 14 января 2010 года фирму продают холдингу Jones Group. Которая в свою очередь распродаёт всё имущество находящееся на площади в 72 акра. Давид Маркин говорит, очень жаль, что наша семейная фирма, которой 88 лет, так заканчивает свою деятельность, но к сожалению это стало неизбежным финалом.

Но кэбы Чеккер не сразу пропали с ландшафта городов, и Нью-Йорка в частности, последний Чеккер Марафон, на котором за 20 лет наездил более 1 600 000 км иммигрант из Словении — Йоганн Струна ушёл на пенсию в 1997-м году. Нам же автомобили Чеккер больше известны по голливудским фильмам, и эти автомобили стали для нас таким же символом Штатов, как и Статуя Свободы. И создал этот американский символ простой еврейский мальчик из России.

Роберт де Ниро
самый известный водитель кэба Чеккер — Робер Де Ниро

Источник






  taxilife в twitter 


 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru