Может ли Uber получить прибыль?

Может ли Uber получить прибыль?
21 Июля 2017

Поклонники заказа такси через приложение Uber хвалят его за создание системы, которая ликвидировала нехватку общественного транспорта в городах, пишет Benzinga. Но, сейчас, когда компания занимается ликвидацией последствий изгнания CEO Трэвиса Каланика (Travis Kalanick), определением дальнейшей политики и решением текущих вопросов, связанных с руководящим составом организации, одна из самых ключевых проблем, стоящих перед инвесторами и самой компанией, звучит так: может ли бизнес модель Uber в принципе получать прибыль?  

По оценкам экспертов, как сообщают Bloomberg и другие экономические агентства, стоимость компании оценивается между 28 и 62,5 миллиардами долларов. Но выживаемость Uber и само ее дальнейшее существование зависит исключительно от способности компании генерировать прибыль для своих многочисленных инвесторов, ни один из которых еще не видел даже десяти центов прибыли на свои миллиардные вложения.

Если Uber станет публичной компанией, то потребуется огромное IPO для того, чтобы расплатится с нынешними инвесторами, среди которых Morgan Stanley, Goldman Sachs, технологические гиганты Google и Apple (через стартап DiDi), а также множество других фондов и частных инвесторов.

«Разрушать уже существующие рынки легко, но заработать деньги на разрушении сложно. Поэтому компании, бизнес модель которых основана на экономике совместного потребления, станут первым примером, подтверждающим это», - пишет Асват Дамодаран (Aswath Damodaran), профессор экономического факультета нью-йоркского университета бизнеса, в своем блоге.  «В то время как рынок услуг с использованием частных автомобилей никуда не денется, и будет продолжать расти, компании, работающие по этой бизнес модели до сих пор не придумали, как конвертировать такую схему распределения доходов в прибыль».

Дамодаран говорит, что Uber следует «ошибочной бизнес модели», сжигающей чужой капитал, поскольку тарифы на поездки продолжают падать, а новые конкурирующие сервисы продолжают выходить на рынок. 

В то же время, судебные процессы против Uber, инициированные адвокатами, обвинения в сексизме на рабочем месте и другие скандалы, негативно повлияли на репутацию Uber, вызвав отрицательную реакцию потребителей, выразившуюся, например, в общественной кампании в соцсетях с хештегом #deleteUber.  Серьезный протест со стороны потребителей, так же, вызывает спорное «динамическое ценообразование» компании, влекущее за собой многократное повышение тарифов в моменты всплеска спроса на поездки.

Политолог и бывший сотрудник организации New America (New America Foundation — идеологический центр Кремниевой долины, примечание TaxiLife) Стивен Хилл (Steven Hill) считает, что он понимает основные проблемы для долгосрочной жизнедеятельности, с которыми в настоящее время столкнулся Uber.  Хилл является автором нашумевшего исследования «Сырая сделка: как «экономика Uber» и «спекулятивный капитализм» выталкивают с рынка американских рабочих»».  По его мнению, будущее Uber сводится к одной простой проблеме – принципиальной невозможности получения прибыли.

«Uber - самая дорогая частная компания в мире», - говорит Хилл.  «Но если она не приносит прибыль, так почему же этот пузырь до сих пор еще не лопнул?  В некотором смысле, это уже случилось. Уже есть очень большое количество инвесторов венчурного капитала, которые пока не решили, продолжать ли участвовать и вкладывать в них деньги и дальше, с целью продвижения Uber… или пока не поздно вывести всё, что еще осталось».

Хилл приводит статистику, которая показывает, что 7 из 10 стартапов в Силиконовой долине терпят неудачу, когда их венчурные инвесторы поднимают ставки и выходят из их бизнеса.

«Uber гораздо больше, чем простой стартап», - говорит он.  «Его инвесторами являются такие компании, как The Saudi Arabia oil fund, Apple и Alphabet. Просто абсолютно не ясно, если посмотреть на эту бизнес-модель, что Uber, в принципе, может предпринять для того, чтобы стать, наконец-то, прибыльным. Amazon, например, смогла продавать товары, не имея магазинов. У традиционных ритейлеров гораздо больше накладных расходов. Это и позволило Amazon конкурировать с ними на рынке.  Но Uber, по большому счёту – это обычная компания такси.  Они утверждают, что они исключительно технологическая компания, но ведь им все равно нужны автомобили для оказания услуг. Uber, в принципе, не изобрел никакой экономии издержек в этом процессе. Они просто переложили весь риск и всю себестоимость перевозки на водителя. Они не создали прибыльную модель. Они используют венчурное финансирование для субсидирования поездок. Вот и весь секрет бизнеса».

Может ли Uber вырваться из порочного круга?

«Uber придется удвоить цены, чтобы появилась хоть малейшая надежда на рентабельность», - говорит Хилл.  «Но они пытаются вытеснить конкуренцию из бизнеса, поэтому они не могут позволить себе повышать цены.  В эпоху цифровых технологий они не нашли способа стать компанией такси в полном смысле этого слова.  Они потеряли 2 миллиарда долларов в Китае.  В 2016 году они потеряли в виде убытков еще 3 миллиарда долларов. Это самые огромные деньги, которые когда-либо терял стартап».

Пресс-секретарь Uber отказалась обсуждать дату достижения компанией рентабельности.

Uber тестирует беспилотные автомобили, как способ сократить расходы на оплату труда водителей, но из-за этой программы Uber был втянут в судебную тяжбу с Google, получив обвинения в том, что экс-сотрудник Waymo, где разработали технологии беспилотных автомобилей, украл ее коммерческую тайну перед непосредственным трудоустройством в Uber. Однако, даже если Uber и запустит собственную программу беспилотных автомобилей, компании в последующем придется технически обслуживать парк этих машин, добавив расходы в стоимость тарифов, отмечает Хилл.

«Когда вы общаетесь с людьми, которые считают себя экспертами в области беспилотных автомобилей и, якобы не зависят от влияния на них венчурного капитала, чтобы продолжать вести свою работу, они расскажут вам, что эра автономного транспорта наступит не раньше чем через 20-30 лет», - продолжает он. «Вы сможете увидеть самоуправляемые поезда. Вероятно, вы сможете увидеть самоуправляемые грузовики, перевозящие груз от пункта А до пункта Б на дальние расстояния. Все это мы, вероятно, увидим через 5-10 лет. Но, когда дело доходит до городской инфраструктуры, становится необходимо гораздо большее количество вычислений и операций, которые должны быть сделаны мгновенно.

«Когда вы отбросите в сторону громкую шумиху вокруг автономных такси, вы поймёте, что тестовые автомобили не так уж и хорошо работают», - добавляет Хилл. «Опытный образец беспилотного автомобиля Uber в Сан-Франциско за короткое время побывал в шести критических ситуациях. В Питтсбурге водитель обязан был контролировать 30% времени управления автономным автомобилем из-за большого количества поворотов. Конечно, все это со временем реализуется, но проблемы ответственности и юридического регулирования процесса настолько существенны, что это не произойдет в ближайшее время.  А инвесторы не собираются так долго ждать своей прибыли».

По его словам, взрывной рост компании Uber объясняется простой экономикой спроса и предложения. «Что дало Uber возможность его появления на свет, так это то, что такси в Соединенных Штатах не удовлетворяли существующий спрос», - говорит Хилл. «Для того, чтобы вы получили машину через пять минут, Uber наводняет улицы автомобилями. И что я сейчас наблюдаю? Повсеместно приходит понимание, что нельзя иметь так много автомобилей на наших дорогах».

«Lyft позиционирует себя как лучшую альтернативу Uber, и в какой-то степени это правда», - говорит Хилл. «Но именно Uber устанавливает правила на рынке. Если Uber снижает цены, все следуют за ним. В Lyft больше уважения к водителям, но, в конце концов, это та же самая бизнес модель.  И у них существуют те же самые проблемы – принципиальная невозможность сделать такой бизнес прибыльным».

Перевод TaxiLife



  taxilife в twitter 


 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru