Могут ли индийские рикши выжить в новом зеленом мире экономики совместного потребления?

Могут ли индийские рикши выжить в новом зеленом мире экономики совместного потребления?
8 Августа 2017

Трехколесная автомобильная рикша, получившая прозвище «тук-тук» (tuk tuk) от звука работы двухтактного двигателя, стала символом современной индийской городской жизни. Около четверти миллиона рикш колесят по улицам городов Индии, в основном окрашенные в ярко-желтый и зеленый цвета, часто ярко украшенные внутри фотографиями, наклейками и религиозной иконографией, пишет на своих страницах City Metric.

Рикши в той или иной форме существуют почти сто лет и ими пользуются миллионы людей. Но, несмотря на свое культурное значение и популярность, тук-туки все чаще сталкиваются с самыми большими вызовами и проблемами XXI века.

Кризис имеет свои корни в экологической проблеме Индии. Тук-туки составляют всего около 4 % национального трафика движения, но сосредоточены они в городах Индии, многие из которых являются одними из самых загрязненных в мире. Столица, Дели, превысила национальные стандарты загрязнения на 95 % в 2015 году. Проблема увеличивается - цифры за прошедший год показывают тревожный рост, как парниковых газов, так и твердых выбросов и частиц углерода. Это побудило Правительство объявить уровень загрязнения Дели «чрезвычайной ситуацией».

В попытке снизить загрязнение воздуха из-за отрицательного влияния на него плотного дорожного движения, законы штата теперь требуют, чтобы тук-тук работал на «зеленом» топливе. В Мумбаи, самом густонаселенном городе Индии, они должны использовать сжиженный природный газ (СПГ), который выделяет на 25% меньше углекислого газа, чем бензин. В последние годы тук-тук был одним из основных драйверов процесса перехода от бензина к газовому топливу в Азии, чему способствовали более низкие цены и топливная экономичность.

Тем не менее, выбросы углерода продолжают расти. Готовность национального правительства рассматривать тук-тук как источник выбросов в прошлом, предполагает, что они, вероятно, снова станут мишенью, тем более, что они работают именно там, где уровень загрязнения является наихудшим.

Международное давление на сокращение выбросов парниковых газов в развивающихся странах выше, чем когда-либо, и похвальное заявление премьер-министра Нарендры Моди (Narendra Modi) о том, что Индия будет «выше всех и дальше всех» в Парижском соглашении, позволяет прогнозировать, что в ближайшие годы будет наблюдаться резкое ужесточение регулирования этого вопроса. Уже сейчас государственные инвестиции в такие проекты, как метро в Дели, определяют городской транспорт как самую горячую точку приложения индийской экологической политики, а тук-туки стоят между регуляторами и «зеленой» Индией.

Технологические инновации могли бы стать спасательным кругом для тук-тука. Появление на рынке электрических рикш (e-rickshaw) с питанием от аккумуляторных батарей привело к редизайну сидений, причем автомобили на электрической тяге предлагают гораздо больше места, чем их коллеги по СПГ, и стимулируют совместное использование поездок и повышение эффективности. И, как и их предшественники, работающие на велосипеде, электронные рикши не выдают в атмосферу городов ни одного атома углерода, закиси азота или твердых частиц.

Тем не менее, в настоящее время затраты на замену батареи делают электронные рикши более дорогими, чем автомобили с двигателями, а культура пассажиров, ожидающих более низких тарифов, приводит к тому, что водители e-rickshaw работают по весьма сниженным тарифам. Повсюду, кроме Мумбаи, специальные таблички с установленным тарифом, которые в тук-туке должны привинчиваться к ограждению между водителем и пассажиром, не используются. Вместо этого тарифы устанавливаются путем ожесточенного торга на дороге, и большинство из водителей просто не работают. Ряд проблем с безопасностью привел к запрету электронных рикш в некоторых городах, в том числе и в Дели. Введение ограничения скорости в 25 км/ч во многих местах делает их намного медленнее на дорогах и менее привлекательными для потенциальных пассажиров.

В то же время, электрические и газовые тук-туки также ожесточенно конкурируют со смертельным врагом таксистов - Uber. Благодаря доплатам Uber тарифы на тук-туки упали на целых 50%, а передвижение на полноценном автомобиле предполагает кондиционирование, карточные платежи и гораздо более удобное передвижение.

Uber появился в Индии в 2013 году, и теперь он выполняет здесь миллионы заказов. Только в США большее количество людей используют это приложение. Попытка Uber зайти на рынок тук-туков в 2015 году была в конечном итоге пресечена, наряду с попытками подражать индийской «культуре рикши». Но новая услуга UberMOTO предлагает клиентам передвигаться на мотоцикле всего за 35 рупий за полчаса.

Повсеместно водители тук-туков жалуются на падение тарифов с момента появления Uber и беспокоятся о нехватке пассажиров, особенно для поездок на более длительные расстояния. Хотя автомобили Uber также обязаны использовать СПГ в некоторых городах, власти не в состоянии проконтролировать выполнение этого требования технологическим гигантом, в отличие от различных форм рикш.

Тук-тук находится на непростом перекрестке. Он не является достаточно зеленым, чтобы удовлетворить регуляторов, а также недостаточно дешев, чтобы удовлетворить экономных клиентов, которые могут легко заказать более дешевую поездку через свой смартфон. С запуском национальной экологической программы в соответствии с Парижским соглашением, рассчитанной до 2020 года, и невозможностью поднять тарифы, знакомый миллионам звук тук-туков на улицах индийских городов вскоре может исчезнуть.

Перевод TaxiLife



  taxilife в twitter 


 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru