Новая турецкая альтернатива – контролируемая уберизация и инструмент государственного надзора

Новая турецкая альтернатива – контролируемая уберизация и инструмент государственного надзора
11 Августа 2017

Как сообщает The Daily Dot, в скором времени все такси в деловой столице Турции, Стамбуле, будут обязаны установить оборудование для видео и аудио записи пассажиров во время поездки, а их владельцы сохранять эти данные для правоохранительных органов. В сочетании с мобильным приложением iTaksi, которое является проектом правящей в Турции партии АК, и получило государственные инвестиции, к информации о номере телефона, GPS-данных местоположения автомобиля и информации о кредитной карте, добавляется и инструмент наблюдения за пассажирами.

В феврале турецкой национальной полицией был выпущен приказ, обязывающий оборудовать системами записи все государственные транспортные средства с целью «содействия расследованию террористических актов, раскрытия преступлений, а также получения быстрого доступа к доказательствам и информации в отношении подозреваемых». Сейчас сфера применения приказа расширена. В Стамбуле, как и в 30 других турецких городах планируется оборудовать такими системами такси и автобусы.

Неявной причиной такого решения называют новогодний теракт в Стамбуле, жертвами которого стали 39 человек. Следователи полиции тогда изучили записи с камер видеонаблюдения, отслеживая передвижения боевика ИГИЛ (террористическая организация, которая запрещена в России) Абдулкадира Машарипова, и выявила, что он приехал и уехал с места происшествия на такси, избежав многочисленные полицейские посты. Позже Агентство национальной безопасности США заявило, что это они помогали следствию, но турецкое правительство это отрицает.

Проект является собственностью муниципалитета Стамбула, запущен при поддержке партии АК Президента Турции Реджепа Эрдогана (Recep Erdoğan). Пропагандируемый в СМИ правящей партией как «безопасное такси», проект iTaksi вызвал критику со стороны юристов и оппозиционных партий за нарушение конфиденциальности и отсутствие оснований для массового наблюдения за пассажирами. Реагируя на общественный резонанс, представитель муниципальной компании ISBAK A.Ş., утверждал, что камеры не будут записывать звук (что противоречит более ранним заявлениям) и что данные будут храниться в зашифрованном виде в автономном режиме. Допуск к информации будет у только сотрудников правоохранительных органов, чтобы использовать ее в целях расследований. Однако, выявленные особенности оборудования и мобильного приложения это опровергают.

В инструкции для водителей на сайте проекта, кнопка «SOS» транслирует видео в режиме он-лайн в полицию, вместе с данными пассажира из мобильного приложения iTaksi. Рекламный ролик iTaksi показывает, что приложение собирает имя, номер мобильного телефона, точное местоположение по GPS, истории поездок, и информацию о кредитной карте пассажира.

Частное охранное предприятие уже разработало предложение по интегрированной системе распознавания лица пассажира такси, с возможностью сравнения его с полицейской национальной базой подозреваемых.

Глава объединения таксистов Стамбула Яхья Угур (Head of Istanbul’s Chamber of Taxi Drivers, Yahya Uğur), который ранее занимал место в Совете города от правящей партии Эрдогана, защищает проект по соображениям общественной безопасности и ожидает от жителей поддержки реформы такси.

Опасения за нечетко определенные права доступа к информации с оборудования такси и данным приложения iTaksi только возросли после того, как оппозиционный депутат, Барыш Яркадаш (Barış Yarkadaş), обнародовал данные о том, что программное обеспечение приложения iTaksi разработано сыном депутата от партии Эрдогана. Еще в декабре СМИ сообщали про факты передачи водителями такси в полицию записей критики Эрдогана пассажирами во время поездки.

В дополнение к возможности наблюдения, проект iTaksi также пропагандируется как «национальная альтернатива» мировым конкурентам Uber и Lyft. Правительство системно борется с нелегальным извозом. По данным местных СМИ 691 водителей Uber были оштрафованы на сумму в 2,532 TL ($700) турецкой национальной полицией за незаконный извоз.

В Стамбуле, крупнейшем городе Европы, насчитывается 17395 легальных такси, больше, чем желтых такси в Нью-Йорке, и это огромный рынок. Лицензии на эксплуатацию стандартного желтого такси для таксопарков обходятся в 1 600 000 TL ($450,000). Согласно контракту, который сейчас все cтамбульские таксисты должны подписать, iTaksi будет получать 4,95 % комиссионных с каждого заказа. Таким образом, iTaksi планирует заработать для муниципалитета дополнительные $56,6 млн.

Водители такси обеспокоены тем, что установка iTaksi может оттолкнуть пассажиров, боятся в итоге потерять свои лицензии. Некоторых обозревателей также беспокоит муниципалитет Стамбула, который не принимает мер для предотвращения наводнений в метро, но вкладывает деньги в сервисы, с функционированием которых справляются и частные компании.

Коллегия адвокатов Стамбула и оппозиционный депутат Гамзе Аккуш Ильгезди (Gamze Akkuş İlgezdi) подали правовые возражения против проекта iTaksi по соображениям нарушения конфиденциальности. Есть также отдельный иск против мэрии Стамбула, в котором iTaksi обвиняется в создании монополии в городе.

Проект iTaksi официально стартовал в Стамбуле 1 августа.

Перевод TaxiLife



  taxilife в twitter 


 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru