В Челябинске страшно работать в такси![]() — При пассажире не курить, — плечистый бригадир начал инструктаж с самой злободневной темы. — И даже когда ждете его у подъезда, не вздумайте дымить в салоне. Если мне поступит жалоба, уволю. Прием на работу в такси длится всего полчаса. Причем большая часть этого времени уходит на то, чтобы заполнить бумаги. Здесь надо указать водительский стаж и желаемое время работы. А еще причину, почему ты ушел из другой фирмы такси. В последней графе ставлю прочерк. С ПАССАЖИРОМ НЕ СПОРЬ, МОЖЕТ ЗАРЕЗАТЬ Рядом со мной сидят еще трое новобранцев. Худой мужичок с синюшными татуировками на пальцах нервно треплет в руке ключ от «Жигулей». Другой рекрут, долговязый парень в очках и белой рубашке, заполняет бумаги ровным почерком. Третьему рекруту на вид лет восемнадцать. Он чавкает жвачкой так, что уши закладывает. Секретарша забрала наши паспорта, водительские права и документы на авто, чтобы сделать ксерокопии. Работать будем на личных машинах. Фирма предлагает в аренду и свои автомобили. Но тогда придется каждый день платить мзду в 1500 рублей. — Спорить с пассажиром запрещено, — продолжает наш бригадир. — И дело даже не в вежливости. Ты ему скажешь что-нибудь не то, а он тебе удавку на шею или ножом в печень. Были такие случаи уже. Не надо строить из себя крутого. Всегда найдется человек сильнее. Работа у вас опасная. Сейчас ты бабушку в больницу везешь, а через час — наркомана за дозой. Осторожней, мужики… — Не, ну а че я — терпила что ли? — тут же возмущается самый молодой новичок, наконец-то перестав чавкать. — Вот если какая-нибудь тетка заявляет, что у нее денег не хватает заплатить. И че делать тогда? — Вежливо попросить покинуть машину, — не задумываясь, отвечает бригадир. — Вообще, запомните раз и навсегда — с пассажиром надо всегда быть вежливым. Иначе уволю. — А если сдачи нет, как лучше поступить? — включаюсь в разговор я. Бригадир злобно улыбается и смотрит мне в глаза. Кажется, он хочет произвести впечатление очень строгого начальника. И у него это получается. — Сдача — проблема водителя и только водителя, — отвечает. — Выходя на смену, берите с собой рублей триста разменных денег. А если сдачи нет, сами идите в киоск и сами разменивайте. А если к нам поступит жалоба на шофера, то гуд бай! Такое ощущение, что за любой проступок контора прощально помашет мне ручкой. Но у этой работы есть один большой плюс — вкалывай тогда, когда хочешь. И деньги получаешь сразу же. — А что с законом о такси? — спрашивает парень в очках и рубашке. — Мы ведь работаем без лицензии, нас же могут оштрафовать. — Не ставьте на машину фонарь с шашечками, и никто вас не тронет, — разводит руками бригадир. — Доказать, что ты таксист, очень сложно. Это был первый и последний раз, когда я видел своего начальника. Больше в контору приезжать не надо. Никаких медицинских и технических осмотров. Работаешь на себя и сам отвечаешь за свои действия. ИДЕАЛЬНЫЙ ИЗВОЗЧИК Правил в работе таксиста немало. Но запомнить их просто. Читая Устав таксиста, понимаешь, какими паиньками должны быть водители. Нарушать ПДД, если везешь пассажира, нельзя. Даже если он сам просит превысить скорость. Накручивать дополнительную плату за проезд нельзя. Если спорный вопрос, звонишь диспетчеру. Тот называет новую цену. Согласуешь с клиентом. Если пассажир дает добро, едешь. Не согласен — высаживаешь. Все четко и ясно. Приезжать на вызов с посторонним человеком в машине запрещено. Водитель должен быть один. И лишних предметов, захламляющих салон, быть не должно. А еще нельзя включать магнитолу, пока не получишь разрешение у пассажира. Выходишь на смену — помой машину. И не вздумай говорить пассажиру: «а давайте на ваш адрес через одно место заедем, мне надо кое-что передать». А еще нельзя заезжать на АЗС, если с тобой в машине клиент. КТО РАБОТАЕТ В ТАКСИ Не только двоечники и лентяи. Среди водителей немало людей образованных. В большинстве случаев для них — это дополнительный заработок. Например, среднестатистический инженер с завода покупает машину в кредит. А дома его ждут жена и дети. Зарплаты, чтобы одновременно содержать автомобиль и семью, не хватает. В выходной садишься в машину, заправляешься и выходишь на линию. Либо после рабочего дня. Или перед тем, как отправиться на службу. А один мой знакомый таксист выбрал эту профессию из-за другой семейной проблемы. Дочке два годика, место в садике ждать долго. Жена занята в бизнесе — недавно открыли свое маленькое дело, чтобы платить за съемную квартиру. Часто бывает так, что бабушки не могут присмотреть за внучкой. Поэтому, если ребенка не на кого оставить, глава семьи сидит с малышом сам. И свободный график таксиста ему это позволяет. ПОЧИН На первую смену я вышел в пятницу вечером. Чтобы попасть на линию, надо сделать обязательный взнос. Когда тебя принимают на работу, в твой телефон загружают специальную программу для приема заказов. К ней же прикреплен твой персональный счет. Хочешь заступить на смену, на балансе должно быть не меньше 300 рублей. За каждую поездку с пассажиром с этого суммы списывается процент от стоимости заказа (примерно, 20 рублей со ста рублей). Моими первыми клиентами оказалась влюбленная парочка. Обоим лет по 16. Нужно забрать их из центра и увезти на окраину города. Навигатор насчитал — Ребята, вы не против, если музыку включу? — осторожно перебиваю его я. — Давай! — отвечает парнишка. Через пару минут он отвлекается от своей девушки и обращается ко мне. — А что это играет, блюз что ли? А есть что-нибудь покруче? Например, «Баста»… В музыкальных вкусах мы с пассажирами не сошлись. Пришлось выключить. Приехав в назначенное место, парень достает из кошелька хрустящую тысячную купюру. — У вас, наверное, сдачи нет, — сразу заключает он. — Давайте, я схожу разменять до ларька и вернусь? — Да я сам схожу, а вы посидите, — отвечаю ему, вспоминая наставления бригадира. От такого предложения оба клиента смутились. Да я и сам почувствовал себя неловко. Сколько раз ни ездил в такси, водитель всегда норовил отправить меня разменивать деньги. О ДОБРЫХ И ЗЛЫХ На следующую смену вышел во второй половине дня. Первыми клиентами стала семейная пара с 10-летней дочкой. Забираю их из элитного дома в центре города. Увидев мою скромную «Ладу Калину», глава семьи брезгливо скривился. — Едем на улицу Бейвеля, правильно? — уточняю, как только все сели в машину. — Ага, — раздражительно говорит мужчина. — Что за название такое странное. Надо будет «погуглить». — Это первый глава Челябинска. Врачом был. А еще при нем у нас сделали электрическое освещение на улицах и начали проводить телефонную связь. — Поняла?! — мужчина разворачивается с переднего сидения к дочери. — Запомни, потом в школе расскажешь. За поездку мне должны были 220 рублей. В пункте назначения глава семьи отдал 300. И подобревшим голосом отчеканил: — Без сдачи. Моими последними клиентами в ту смену стали два подозрительных типа. На часах полночь. Молчаливые мужики в старых спортивных костюмах и глубоко посаженных на головы кепках. Один сел на переднее пассажирское кресло. Всю дорогу я замечаю боковым зрением, как у него трясется нога. В воздухе витает запах перегара. Едем в полной тишине. Включить магнитолу не решаюсь. На всякий случай перекладываю мобильник с полочки возле коробки передач в карман. В заявке указан конечный пункт — остановка общественного транспорта. Мысленно благодарю Бога за то, что не надо заезжать во дворы. Торможу на остановке прямо под уличным фонарем. — Братишка, а может, заедешь за угол? — раздается сзади хриплый голос. — Нам там ближе идти… Честно говоря, я никогда не отличался находчивостью. А в этот раз сработал инстинкт самосохранения. — Нет, мужики, я тут сейчас через двойную сплошную разворачиваюсь, пока ГАИ нету, — соврал я. — А потом домой. Устал сильно. В машине повисла тишина. Клиенты молчат, но не выходят. — Тебе в падлу, что ли? — делает еще одну попытку задний пассажир через полминуты. — Тут два метра проехать. Молчу. Еще через полминуты тот, что сидит спереди, сует мне сторублевую купюру и выходит. Второй за ним. Они должны были мне 150 рэ. Но я не Чак Норрис и не дурак. Поэтому молча жму на газ и еду домой. Смена окончена. СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЕТ ТАКСИСТ За четыре часа работы можно выручить (минус на топливо и проценты диспетчеру) чистыми тысячу рублей. Если дежурить по ночам у развлекательных клубов, то можно заколотить до пяти тысяч. Но тут ты уже работаешь без диспетчера. И такие злачные места уже давно заняты другими «бомбилами». Конкурировать с ними не стоит. Работа с диспетчером приносит гораздо меньше денег. Зато это хоть какая-то уверенность в безопасности. Фирма знает, откуда ты забрал клиента и куда повез. Знает номер телефона клиента. А еще у водителя в программе телефона есть тревожная кнопка. Если проблемы с пассажиром, посылаешь «SOS!», в течение двух-трех минут к тебе съезжаются твои коллеги, которые проезжали неподалеку. Но чтобы всадить нож под ребро и обобрать карманы, грабителю нужно несколько секунд… БЫЛ СЛУЧАЙ Пользоваться услугами такси тоже страшно Послушали мы в редакции рассказ нашего Сергея о его работе в такси, и ушам не поверили. Такой благостный образ таксиста! И музыку без разрешения не включает, и в салоне не курит, и сдачу дает. Да где они такие таксисты есть? Нет, Серега не врет, он — такой. Но он такой, наверное, один на весь город был. По закону, машина таксиста должна проходить техосмотр каждые полгода. У водителя должна быть лицензия. На машине — наклейки с шашечками, оранжевый фонарь на крыше. Внутри — таксометр. А перед сменой шофер должен проходить медосмотр. Как вы видите, контракт с таксистом никто не заключает, медицинский осмотр никто не проходит. Кто за тобой приедет? Кто тебя повезет? Наркоман? Алкоголик? Маньяк? Ну, пожалуешься потом на него, и что? Уволят такого хама, так он в другую компанию пойдет. Вот истории об услугах челябинского такси, которые случились с сотрудниками нашей редакции за последнее время. Инна: — Ко мне подъехал водитель неславянской внешности. А вместе с ним сидел другой такой же пассажир. На заднем сидении лежала здоровенная сумка! В нее можно было запросто труп запихать. Они эту сумку при мне стали перекладывать в багажник. Я перепугалась, не поехала с ними. Тогда водитель начал уговаривать меня, мол, друг подождет на улице, садись. Но я отказалась. Елена: — Ночью вызвала такси. Водитель всю дорогу разговаривал по телефону, а потом выпалил в трубку: «Братан, давай, звони, у меня бита в багажнике, я подъеду»! Я тогда перепугалась до смерти. А он возле подъезда спрашивал: «Ты здесь живешь, да? Как тебя зовут? Давай покатаемся как-нибудь?» Александр: — Ко мне на вызов приехала разбитая «семерка». Я сел и увидел сзади вместо окна привычного темное старое оргстекло. Сама машина скрипела так, что уши закладывало. Андрей: — Приехала ко мне однажды девочка на разваливающейся «девятке». В дороге вцепилась в руль и озиралась по сторонам с опаской. Когда трогалась на перекрестках, постоянно глохла. Сергей: — Еду утром на работу на такси. За рулем приличный немолодой мужичок. Катимся на «Мерседесе», стареньком, но ухоженном. Едем спокойно. Впереди видим экипаж ДПС, и водитель тут же сворачивает на дворовую дорогу. Спрашиваю, что случилось. А он мне в ответ: «А у меня водительских прав нет. Второй раз уже лишают». Антон: — За нами с женой подкатил на иномарке таксист лет пятьдесят с животиком. Мы вышли через пять минут, не больше. Водитель, дымя сигаретой начал хамским тоном высказывать: «Э, ну вы че так долго-то, а? Тут вот знак висит». А сколько раз было такое, что я пытаюсь показать шоферу, как ко мне во двор въехать, и слышу в ответ примерно такое «Не надо тут руками махать, я сам знаю, куда ехать.» Когда уже у нас будет в городе приличное такси. Есть одно такое, но там цены в три раза почти выше обычных, не наездишься… Источник: http://www.kp.ru |