Такси заказывали?

Такси заказывали?
11 Февраля 2014

Почти половина таксистов в Житомире работают без лицензии. Наверное, данная тенденция характерна для всей Украины. Житомирянин Григорий Антонюк (имя и фамилия изменены по этическим соображениям) рассказал, как сейчас в городе функционирует сфера услуг такси, почему он не хочет покупать лицензию и есть ли разница между ним и «грачом».

«У меня — диплом программиста»

Григорию — 28 лет, он женат, имеет двух детей. Последние пять лет на жизнь зарабатывает таксованием на своем автомобиле. Еще год назад «грачевал». Сейчас арендует «эфир» (около 200 гривен в неделю) у одной частной таксистской фирмы с лицензией, имеет «позывной» и «фишку». Тарифы за перевозки у этой фирмы ниже, чем у «грачей», зато всегда есть клиенты, не надо часами стоять на «точке» («точки» в основном возле больниц, ночных клубов, других объектов) и ждать, пока к тебе подойдет желающий «прокатиться». Зарплату выдает себе сам: в месяц зарабатывает три тысячи гривен, летом, когда много отдыхающих, — пять тысяч.

— Эти деньги зарабатываю, особо не напрягаясь, — рассказывает Григорий. — Если надо больше денег, их всегда можно получить, отработав дополнительные часы. 

Я доволен, что работаю на фирму, а не «грачую» — так спокойнее. А вообще-то, таксование — не единственный вид моей деятельности. Также ремонтирую автомобили в своей мастерской. 

У меня много друзей, знакомых, совмещающих официальную работу и работу таксиста. Например, мой кум Виталий. Днем он работает на государственную структуру (как говорится, с 9:00 до 18:00), а вечером садится в автомобиль, устанавливает «фишку» и перевозит людей. А что он должен делать? У него зарплата всего 1800 гривен в месяц. Разве можно семью за эти деньги прокормить?

Григорий работает на таксистскую фирму неофициально. Таких как он — арендаторов «эфира» — в этой организации больше половины. Остальные (около 20 человек), как и положено, трудоустроены согласно законодательству, чтобы фирма была добропорядочной в глазах контролирующих органов.

— А вы бы хотели официально трудоустроиться, работать с 9:00 до 18:00, иметь выходные, полный социальный пакет? — поинтересовалась у Григория.

Неожиданно этот вопрос задел мужчину за живое. Он рассердился:

— Неужели вы думаете, что я мечтал стать таксистом? У меня высшее образование! Я — программист! А какой смысл в этом? После окончания университета не нашел работу по специальности и начал зарабатывать на жизнь как строитель, работник автомастерской. Я не хочу работать за полторы—две тысячи гривен в месяц, да еще и слушать «мораль» от руководства! Сейчас я сам себе хозяин и никому ничего не должен. Еще и зарабатываю в два-три раза больше. Мне не нужны социальные гарантии. Меня все устраивает.

«У нас свой кодекс чести»

— Между «грачом» и таксистом, приезжающим на вызов, — «денежное» отличие. «Грач» называет цену за проезд такую, какую захочет!» — утверждает Григорий.

У таксистов есть свой кодекс правил, который они соблюдают, чтобы не возникало спорных моментов. Например, если на стоянке — несколько такси и подходит клиент, его направят к тому, который ждет пассажира дольше всех. И не важно — «грач» это или человек, работающий на определенную таксистскую фирму. Если происходит ДТП, таксист вызывает по рации другого водителя, тот забирает клиентов и отвозит их, а участник аварии остается на месте и решает проблему. Если ему нужны деньги, другие таксисты обязательно помогут.

А вот если таксист захочет перейти кому-то дорогу, за это его могут проучить. Например, если станет на чужую «точку» и не будет реагировать на требование уехать.

— Такому несговорчивому могут отомстить, порезав скаты его автомобиля, — говорит Григорий. — Если и это не поможет, в ход пойдут кулаки.

Что же касается лицензии, то ее может приобрести как фирма, так и физическое лицо. Но Григорий не хочет выбрасывать деньги (более 300 гривен в месяц) на «бумажку» — не видит необходимости. Если приходится выезжать за Житомир, он просто снимает с крыши автомобиля «фишку», чтобы не остановили гаишники и не спросили о наличии обязательных документов. Если бы у него была лицензия, транспортная проблема решилась сама по себе — тогда можно работать и в городе, и в районе.

«Конкуренция уже большая»

Несколько лет назад в Житомире произошел трагический случай — ограбили и убили таксиста. После выяснилось, что мужчина умер за каких-то десять гривен. Как сегодня таксисты ограждают себя от подобных случаев?

— Почти у всех таксистов есть свои средства самозащиты, — говорит Григорий. — У меня, например, газовый баллончик, он постоянно под рукой. По клиенту всегда видно, кто он. Обычно человек сам себя выдает — тем, как общается.

К счастью, еще ни разу баллончик не понадобился. Бывали случаи, когда клиент отказывался платить за проезд. Если сам не могу повлиять на человека, вызываю по рации знакомых таксистов. Коллеги приезжают и «помогают» клиенту заплатить за проезд. Недавно произошла неприятная ситуация — в мою машину «погрузили» клиента в нетрезвом состоянии. Он попросил отвезти его к другу, адрес которого не помнил, но утверждал, что дорогу покажет. Покатались по Житомиру на 170 гривен. Номера телефона друга, да и своей же мобилки, у клиента не было. Я не выдержал, остановился возле машины милиционеров и передал им пассажира. Поскольку он был неместный, пьяный, что я должен был с ним делать? Не бросать же на улице.

Что касается так называемого патронажа таксистского бизнеса влиятельными людьми и рэкета, то, по словам Григория, в Житомире такого нет.

— Вот в Киеве эти явления распространенные, — говорит он. — Мой знакомый работал в столице таксистом. Он рассказывал, что платил деньги правоохранителям за то, чтобы они не запрещали стоять на «точке», хотя у него было полное право ждать там клиентов.

В таксистском бизнесе, как и в каждом, есть свои конкуренты и негласная борьба за клиента.

— В Житомире работает одна таксистская фирма, назовем ее условно «Звезда». Сегодня она создает сильную конкуренцию, — говорит Григорий. — Все таксистские фирмы объединились против нее. «Звезда» умеет привлекать клиентов: проводит разные акции, снижает тарифы. Таксистам, работающим на «Звезду», не нужны ни рации, ни «фишки» — только личный автомобиль и мобильный телефон-«андроид». На экране мобилки отображается карта города и сигналы-вызовы граждан. Таксист нажал пальцем на сигнал, и клиенту уже пришло сообщение, что к нему едет такси. Если владелец другой фирмы заподозрит, что его подчиненный работает и на него, и на «Звезду», сразу проганяет с работы. Таким образом пытаются прижать «Звезду». Кстати, 20% таксистов сегодня умудряются работать и на свою фирму, и на «Звезду». Я на «Звезду» не работаю (улыбается). Там мой знакомый подрабатывает, поэтому много знаю о ней.

Таксистский бизнес в Житомире достаточно быстро развивается, и количество автомобилей с «фишками» каждый год растет.

— Обратите внимание: ночью из десяти машин, проехавших перекресток, только одна — не такси. Многие совмещают основную работу и таксование. Как не крути, это дополнительный заработок. И таксование, как по мне, со временем будет набирать все большие обороты, — говорит Григорий.

Источник: http://www.golos.com.ua/


Общественный совет по развитию такси 

Присоединяйтесь к нам в соц.сетях

taxilife в twitter vkontakte  odnoklassniki

 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru