Сутки шофёра такси. Очерк 1928 года


Сутки шофёра такси. Очерк 1928 года
16 Июля 2020

"За рулем", №7, октябрь 1928 год, стр. 32-35

Очерк. Р. ПРАГЕРА Фото А. Шайхета


Быт шофера, человека в кожаной куртке, своеобразен и интересен.

Стихийная тяга трудящихся к машине, к автомобилю — повысила интерес к этому отряду квалифицированного пролетариата.

Мечта многих молодых автодоровцев — стать в дальнейшем шофером. Работа шофера многим представляется необычайно легкой, приятной и увлекательной.

Мы помещаем очерк из быта наиболее типичных шоферов — водителей такси, где все темные и светлые стороны их жизни достаточно выпукло обрисованы.

Легенду о легкой профессии человека за рулем придется, очевидно, сдать в архив.


Сто двадцать машин на раскинувшуюся вширь и вдоль Москву и ея пригороды — это, понятно, капля в море. Все же, маленькие такси так бойко обегают кривые изгибы московских улиц, площадей и переулков, что, вездесущие и хлопотливые, они стали привычны москвичу не менее, чем трамваи, утвердились необходимой деталью столичного пейзажа.

Утро. День шофера такси — человека в кожаной тужурке, с замшевыми перчатками на руках, с золотящимся значком на фуражке — начинается в 7 часов утра. Со всех концов города с первыми трамваями к огромному гаражу на Гороховской улице стекаются шоферы. Шофер получает наряд-путевку и подсобные инструменты: домкрат, воздушный носос, лопатки для надевания шин и заводную ручку, шведский ключ, отвертку, плоскогубцы, — все это походное оружие, без которого шофер — как красноармеец без винтовки. Быстро осматривает шофер машину — чисто ли она вымыта, достаточно ли крепко накачаны шины, не сели ли рессоры. Медленно открываются ворота гаража; шофер сидится в машину, дает, пробуя рожок, несколько сигналов, и уже на дворе, поит такси бензином.

Первый раз'езд — по вокзалам. В это время еще нечего делать на площадях, рано — еще не развернулся служебно-торговый день. Вокзалы, с производственной точки зрения шофера, делятся на "бойкие" — это вокзалы Каланчевской площади да еще Александровский с Курским, и на более "тихие", находящиеся у шофера в некотором пренебрежении: Брянский, Виндавский, Павелецкий, Савеловский — на них трудно бывает заполучить пассажира. Вокзалы Москвы в эти часы выбрасывают тысячи приезжих. Провинциалы садятся в такси, чтобы сразу взять столичный тон. Их легко можно узнать: лупоглазя, они прилипают к стеклам, жадно глотая мелькающую мимо столичную жизнь. Москвичи, командировочные или курортники, загорелые, как индусы, берут такси — ибо такси дешево, уютно, темпераментно; пассажир такси развалившись смотрит на шлепающую мимо извозчичью клячу снисходительно и величественно.

День. С десяти до четырех разгорается деловая жизнь Москвы. Теперь таксийный центр — площадь Свердлова; здесь иногда скопляется до 30 машин. Подходят торопливо ответработники; на такси они успевают в десятки учреждений и, кончая поездку, требуют квитанцию — оправдательный документ.

журнал "За рулём"

Этот отрезок времени — самый напряженный для шофера. Улицы перегружены движением, это часы столкновений, несчастных случаев, повреждений машины и... свистков милиционера. Нельзя сказать, чтобы отношения между милицией и шоферами были очень дружественными; милиция штрафует шофера и за слишком сильный свет в фарах, и за слишком слабый, за показавшуюся милиционеру быструю езду, за то, что поставил машину к под'езду не по ходу движения — за всякую всячину. 

С четырех до шести, если лето — раз'езд на дачи, а в праздничные дни — маршруты к бегам, загородные прогулки, поездки на стадионы. Большею частью в эти часы шофер заглядывает в столовку или к себе домой, закусывая на скорую руку. В то же время обычно такси, как лошадь, просит пить; бензин весь на исходе. Шоферу приходится ехать в гараж за новым запасом горючего (кроме гаража, на всю Москву всего три бензино-колонки). Гараж далеко, а за каждый лишний километр холостого пробега с шофера вычитывается 15 копеек. Вот поэтому-то шофер в таком положении часто отказывается ехать в сторону, противоположную гаражу. Он предпочитает выждать пассажира на Курский вокзал или Каланчевку — в местности, близкие к Гороховской.

Иногда пассажиру кажется, что шофер избирает более длинный маршрут поездки, но часто шофер просто выбирает дорогу получше, или же пассажир неправильно рассчитывает кривые московских расстояний. Все это — лишняя нагрузка на нервы шофера, и без того достаточно натянутые дневной работой.

журнал "За рулём"

С шести до восьми — театральная пора: такси, одно за другим, сменяясь у под'ездов театров, подвозят спешащих театралов.

Вечер. С восьми и до самой глубокой ночи, до двух-трех-четырех часов — больше всего гуляющая публика. Пышнее всех кутит Страстная: недалеко гладкое Ленинградское шоссе, — там можно развить недозволенную в городе скорость. Такси не задерживаются на площади, их требуют ежеминутно — они нарасхват. Публика иногда внушает сомнения, из предосторожности шоферы устроили незаметное зеркальце, показывающее, что делается за спиной — в кабинке.

В эти "гульливые" часы особенно очевидна недохватка такси. Поэтому во-всю работает частный прокат, зарабатывающий огромные деньги и обирающий потребителя. Такси для частника — убийственный конкурент. На этой почве у частников создалось враждебное отношение к шоферам такси. Враждебность эта обычно сводится к крепкой ругани, но в прошлом году, например, дело доходило и до прокалывания шин на такси.

Ночь. Шестнацати, а то и двадцатичасовой утомительнейший рабочий день шофера подходит к концу. Такси проделало полтораста с лишним километров (минимальная норма 83 км. платных и на них 25% холостых); машина и ее водитель нуждаются в отдыхе: такси в коротком ночном, а человек более длительном (шофер работает 12 раз в месяц по 16 часов). Шофер сдает машину приемщику: тут же, пользуясь переносной лампочкой приемщика, он списывает показания счетчика. 

Шоферу приходится торопиться — сзади уже несколько машин стоят в очереди, поторапливая сигналами; шоферу некогда отыскивать путевку, он вытаскивает коробку папирос и на крышке ее поспешно отмечает цифры счетчика, этого запломбированного и безукоризненного контролера. Затем шофер расстается с машиной, и она поступает в распоряжение гаражного "здравотдела": всю ночь за нею ухаживают с великой заботливостью — уборщицы обливают ее всю горячей и холодной водой, бригада смазчиков осматривает детали, отмечая все, нуждающееся в срочном ремонте. Всю ночь машины передвигаются по гаражу, и для этих внутригаражных раз'ездов есть особые шоферы, — бывшие водители такси по городу, дисквалифицированные за большое количество выговоров, несчастных случаев, неоправдываемых поломок. Они работают по низшему разряду, и их упорнейшая мысль — вновь стать шофером по городу.

история такси

Такси выезжают на работу

С шести до восьми — театральная пора: такси, одно за другим, сменяясь у под'ездов театров, подвозят спешащих театралов.

Вечер. С восьми и до самой глубокой ночи, до двух-трех-четырех часов — больше всего гуляющая публика. Пышнее всех кутит Страстная: недалеко гладкое Ленинградское шоссе, — там можно развить недозволенную в городе скорость. Такси не задерживаются на площади, их требуют ежеминутно — они нарасхват. Публика иногда внушает сомнения, из предосторожности шоферы устроили незаметное зеркальце, показывающее, что делается за спиной — в кабинке.

В эти "гульливые" часы особенно очевидна недохватка такси. Поэтому во-всю работает частный прокат, зарабатывающий огромные деньги и обирающий потребителя. Такси для частника — убийственный конкурент. На этой почве у частников создалось враждебное отношение к шоферам такси. Враждебность эта обычно сводится к крепкой ругани, но в прошлом году, например, дело доходило и до прокалывания шин на такси.

Ночь. Шестнацати, а то и двадцатичасовой утомительнейший рабочий день шофера подходит к концу. Такси проделало полтораста с лишним километров (минимальная норма 83 км. платных и на них 25% холостых); машина и ее водитель нуждаются в отдыхе: такси в коротком ночном, а человек более длительном (шофер работает 12 раз в месяц по 16 часов). Шофер сдает машину приемщику: тут же, пользуясь переносной лампочкой приемщика, он списывает показания счетчика. Шоферу приходится торопиться — сзади уже несколько машин стоят в очереди, поторапливая сигналами; шоферу некогда отыскивать путевку, он вытаскивает коробку папирос и на крышке ее поспешно отмечает цифры счетчика, этого запломбированного и безукоризненного контролера. Затем шофер расстается с машиной, и она поступает в распоряжение гаражного "здравотдела": всю ночь за нею ухаживают с великой заботливостью — уборщицы обливают ее всю горячей и холодной водой, бригада смазчиков осматривает детали, отмечая все, нуждающееся в срочном ремонте. Всю ночь машины передвигаются по гаражу, и для этих внутригаражных раз'ездов есть особые шоферы, — бывшие водители такси по городу, дисквалифицированные за большое количество выговоров, несчастных случаев, неоправдываемых поломок. Они работают по низшему разряду, и их упорнейшая мысль — вновь стать шофером по городу.

история такси

Пассажир рассчитывается за проезд

Оставив машину, шофер возвращает в кладовую инструмент и подсчитывает вырученные деньги. Заработок шофера тем выше, чем меньше холостых километров, чем экономнее расход бензина, чем значительнее количество платного пробега. Выручка находится в известной зависимости и от времени года, и от состояния погоды. Лето, осень и первая часть зимы до рождества — самая горячая пора работы; с нового же года до мая или в какой-нибудь очень уж сырой осенний день наступает такое вялое затишье, что хоть "садись в шину", как выражаются шоферы.

Наконец шофер сдал деньги артельщику, — теперь он свободен. Если шофер живет близко, он пешком отправляется домой, или ждет грузовика, в 2 и в 3 часа ночи развозящего шоферов по кольцу "Б". Но есть группа шоферов, живущая на окраинах, которым приходится ждать утреннего трамвая. Для них имеется отдельная комната с койками, и эту комнату шоферы между собой шутя называют "Ермаковкой". Шоферов много, а коек мало, несколько человек приспособливется на столе для... пинг-понга. В помещении холодно, шоферы с головой укрываются под пальто. Тут же буфет, — столы завалены грязной посудой, пол не блещет чистотой. Все это неуютно, невнимательно к человеку и его отдыху, и невольно отсутствие заботы о шофере сопоставляешь с бережливой нежностью, которая уделяется машинам в гараже.

Вероятно, виноваты в этом сами шоферы, и это тем более удивляет, что ведь они — сознательный и активный коллектив (на 300 шоферов — 130 партийцев).

Недолгая ночь близится к концу. С первыми трамваями стекается к гаражу на Гороховской новая смена шоферов.

история такси

Коротают ночь в шоферской "Ермаковке"

Источник


Короткая ссылка на новость: http://www.taxilife.ru:80/~t1YYJ
 

 

Современный таксист – каким он должен быть?

  

taxiКогда мы заказываем такси в специализированной службе или просто ловим на улице попутную машину, мы сталкиваемся с абсолютно разными людьми. Часто бывает даже так, что прыгая на заднее сиденье авто, мы не задумываемся, а кто же сидит за рулем. Нам по большому счету это не интересно, ведь основная цель вызова такси - это добраться как можно быстрее и комфортней до необходимого места.

А иногда, в периоды грусти и плохого настроения, мы с таксистом делимся проблемами, а после того, как за нами захлопывается дверь авто, совершенно забываем невольного слушателя. Какие же они на самом деле – таксисты? Каким сегодня представляют портрет сотрудника службы такси?

Ищем ответы

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Таксисты сегодня есть очень разные, как и их клиенты. Каждый раз мы совершенно не знаем, кто именно нас отвезет в назначенное место, ведь в такси работают самые разные, интересные люди. К примеру, можно встретить пожилого человека с большим стажем работы именно в этой сфере. Такой таксист хорошо помнит советские времена, когда не было радиотакси, когда ездили по городу одинаковые волги с желтыми традиционными шашечками.

Вам очень повезет, если Вы попадете именно на такого сотрудника, ведь он успел за годы работы изучить город досконально, знает как объехать пробки, как быстро и удобно доставить клиента к месту назначения. А еще – такой водитель отличный психолог, поэтому приятная беседа клиенту обеспечена. Если клиент еще и гость города, в таком случае с таксистом старой закалки ему повезет вдвойне. Ему обеспечена замечательная экскурсия по городу, а также консультация на тему гостиниц и ресторанов, куда лучше отправиться и где лучше всего отдохнуть.

Случайные люди в такси тоже не редкость. Судьба странная штука, поэтому за рулем автомобиля службы пассажироперевозчика можно встретить и лингвистов, и академиков, которые имеют несколько высших образований за спиной. Одни приходят в такси от безысходности, когда теряют надежду на работу по специальности и признание в своей профессии. Другие выбирают такую работу потому, что она им действительно нравится. А почему бы и нет, ведь служба такси это увлекательная работа, постоянные встречи с новыми людьми, занимательные беседы.

Временные рабочие или постоянные сотрудники

Иногда можно встретить людей, которые приходят в службы такси на некоторый период. Они в поисках работы, но пока найти что-то по своей специальности или по своему вкусу не могут, решают подработать таксистами. Это не лучший вариант для клиента, так как часто именно такие сотрудники плохо ориентируются в городе, не успевают или не желают поддерживать в отличном состоянии автомобиль.

Хотя, радует, что сегодня встретить данную категорию таксистов очень сложно. Большинство служб такси подобных соискателей просто не принимают на работу, чтобы поддерживать репутацию своей службы. Поэтому можно сказать, что портрет современного таксиста - это профессиональный водитель, добрый и приветливый человек, который отлично знает город и, что главное, любит свою работу!

Источник: http://www.kchetverg.ru 

Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru