Приложение № 1 к Резолюции Международной Конференции «Современное такси» г.Новосибирск, 29-30 мая
Рассмотрев ключевые вопросы регулирования, функционирования и возможных путей развития российских и международных рынков услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и перевозок легковым коммерческим транспортом, участники Международной Конференции, отметили следующее: Учитывая насущную необходимость как таксомоторной отрасли, так и государственных органов, принимающих решения в сфере организации рынка легковых пассажирских услуг, в рекомендациях по внедрению правил, касающихся ключевых аспектов функционирования таксомоторного сектора, включая доступ к профессии, доступ на рынок и работу диспетчерских служб такси, с целью воздействия этих факторов на качество предоставляемых услуг, считать целесообразным изучить сложившуюся ситуацию в области регулирования рынков таксомоторных услуг и перевозок по заказу легковыми автомобилями, проанализировав существующие в странах Европы и СНГ регулируемые, дерегулируемые и промежуточные системы, а также современные реалии и тенденции в отрасли. Основными факторами, оказывающими существенное влияние на развитие рынков таксомоторных услуг в современном постиндустриальном обществе, являются: · Широкая доступность легковых автомобилей и массовая автомобилизация населения; · Глобализация таксомоторного бизнеса и легковых перевозок на коммерческой основе; · Развитие информационных технологий, спутниковой навигации в автоматизации деятельности таксомоторных предприятий и диспетчерских центров; · Существенное увеличение транспортной мобильности населения. За последнее десятилетие, благодаря этим факторам, произошло существенное изменение технологий ведения таксомоторного бизнеса, связанное с повсеместным применением фактически нового способа мгновенной коммуникации между пассажиром и водителем – с помощью интернет-приложений. В Российской Федерации широкое развитие получило использование диспетчерскими службами программно-аппаратных комплексов приема-передачи заказов с использованием телефонной связи. Применение информационно-навигационных технологий позволило максимально сократить холостые пробеги транспортного средства. Кардинальные изменения процессов производства таксомоторной услуги практически привели к стиранию классических фундаментальных различий между секторами отрасли – такси по вызову и такси «на улице». Простота, легкость и минимальная себестоимость коммуникаций между пассажиром и водителем, привели к появлению нового типа диспетчерских центров в сети интернет, стремящихся к глобализации и охвату национальных рынков перевозок пассажиров легковыми автомобилями. Благодаря массовой автомобилизации и обеспечения средствами коммуникации населения, в бизнес-процессы коммерческой деятельности по перевозке пассажиров легковыми автомобилями повсеместно привлекаются частные лица, на которых не распространяются особые требования легкового такси и правила ведения бизнеса. Фактически, речь идет о развитии на автомобильном транспорте новой мировой тенденции - Share Economy (долевой экономики) иногда его называют коллаборативным потреблением. Под этим понятием понимается всевозможные виды совместного потребления, создаваемые на базе Интернет площадок, которые становятся, по сути, информационными сервисами (базами данных) позволяющими быстро связать «покупателя» услуги с «продавцом». Цель у данного бизнеса - совершить как можно больше операций между заказчиком и исполнителем. Для достижения этих целей информационным сервисам необходимо привлекать все больше и больше «продавцов» (исполнителей услуг). И их мало интересует качественный уровень, квалификация, легальность тех, кто предлагает свои услуги. Организаторы сервиса дистанцируют себя от услуги и от ответственности за последствия её оказания, что является абсолютно недопустимым в сферах, связанных с обеспечением безопасности людей. Существующие в настоящее время классические механизмы контроля соблюдения правил таксомоторной деятельности не могут обеспечить безопасность и качество оказываемых услуг, а также эффективность рынков такси. Таким образом, назрела объективная необходимость для пересмотра основных принципов регулирования деятельности такси и перевозок легковыми автомобилями по заказу. Ключевым вопросом на взгляд участников Международной Конференции, являются определение принципов деятельности и соотношения в отраслевых системах диспетчерских центров, как организаторов перевозки и источников информации. Необходимо выработать новые подходы для дальнейшего применения в отраслевом законодательстве, основанные на информационных технологиях, которые бы обеспечивали выполнение правил устанавливающих безопасность и качество услуг, предлагаемых на рынке и правил определяющих объем этих услуг. В Российской Федерации требуется юридическое признание такси общественным транспортом и принятие, в связи с передачей всех полномочий по регулированию деятельности такси субъектам РФ, стратегического документа – «Основ государственной политики в сфере организации деятельности такси в Российской Федерации».
Участники Международной Конференции в ходе дискуссий и форсайт–сессии, обсудив проблемные вопросы системы регулирования деятельности такси и перевозок по заказу легковыми автомобилями в Российской Федерации, пришли к следующим выводам:
Ряд проблем, выявившихся при реализации норм законодательства, регулирующего деятельность такси в РФ, имеют как общие, с другими странами причины, заключающиеся в устаревших принципах регулирования деятельности такси, так и связаны с несовершенной системой законодательства. Прежде всего, с неполноценным осуществлением субъектами РФ нормативно-правового регулирования при реализации полномочий по организации транспортного обслуживания населения легковым такси и осуществлению государственного регионального контроля. Причинами, по которым субъекты РФ не реализуют свои полномочия, заключаются в следующем: · Отсутствие на федеральном уровне органа исполнительной власти, отвечающего за координацию и методическое обеспечение регионального законотворчества в сфере такси; · Реализация данных полномочий осуществляется регионами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации; · Отсутствие правоприменительной практики, в особенности в части привлечения диспетчерских служб и интернет-приложений - фрахтовщиков легкового такси за передачу принятого к исполнению заказа физическим лицам, не имеющим разрешения на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; · Административная ответственность за нелегальный извоз применяется исключительно к водителям, управляющим нелегальным транспортным средством. Серьезной проблемой является вопрос тарифообразования. В существующих экономических реалиях региональных рынков таксомоторных услуг основными субъектами, устанавливающими уровень рыночных тарифов, являются диспетчерские службы, не имеющие собственных парков ТС. При этом они повсеместно позиционируют себя не фрахтовщиками легкового такси, а информационными службами, не несущими расходов и ответственности за процесс производства услуги по перевозке пассажиров. Соответственно, конкуренция идет исключительно на постоянное понижение цены за перевозку. Причем повсеместно тарифы находятся на уровне не позволяющем обеспечивать безопасность, качество и достойную оплату труда водителя. Операторы, несущие расходы на содержание парков и технологические процессы вынуждены в политике тарифообразования следовать за рынком в ущерб своей рентабельности и безопасности пассажиров.
Следствием выше озвученных проблем является невыгодность осуществления деятельности такси по сравнению с перевозкой по заказу обычными легковыми автомобилями, к которым не предъявляются высокие требования и широкое повсеместное развитие нелегального извоза.
Участники Международной Конференции отмечают, что в настоящее время, в условиях массового развития информационных технологий, большого количества субъектов предпринимательской деятельности, невозможно практически реализовать ни одно требование к субъектам предпринимательской деятельности, без отвечающих самым последним тенденциям государственных информационных систем, которые стали бы технологической основой для изменения экономических условий на рынке таксомоторных перевозок. В этой связи целесообразно рассмотреть возможность применения инфраструктуры, вводимой в промышленную эксплуатацию с 1 января 2015 года государственной автоматизированной информационной системы ЭРА ГЛОНАСС, в качестве технологической основы – специализированной информационно-навигационной транспортной среды региональных автоматизированных систем контроля и организации транспортного обслуживания населения легковыми такси, объединяющей реестры выданных разрешений на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, информацию с бортовой аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленных на легковых такси, а так же информацию программно-аппаратных комплексов приема-передачи заказов легкового такси участников региональных рынков таксомоторных услуг. |