РЕЗОЛЮЦИЯ

Международной Конференции «Современное такси»

в рамках  III международного форума «Транспорт Сибири 2014»

 

г. Новосибирск                                                                               30 мая 2014 г.

 

29-30 мая  2014 года,  в рамках  III международного форума «Транспорт Сибири 2014», проводимого под эгидой Министерства транспорта  Российской Федерации, проведена Международная Конференция «Современное такси».

Организаторами Международной Конференции выступили Некоммерческое партнерство  «Таксомоторные Перевозчики Сибири», Координационный Совет профессиональных объединений такси,  Правительство Новосибирской области и Комитет по лицензированию Томской области.

В работе Конференции приняли участие Депутаты Государственной Думы ФС РФ, Министерство транспорта Российской Федерации, Представительство Президента РФ в Сибирском Федеральном округе, представители органов законодательной и исполнительной власти 30 субъектов Российской Федерации.

Профессиональное сообщество было представлено некоммерческими объединениями бизнеса и профсоюзами из 37 городов Российской Федерации, руководителями таксомоторных предприятий различных форм собственности  из 48 городов.

В работе Международной Конференции приняли участие Постоянное представительство в Евразии Международного союза автомобильного транспорта (IRU), ведущие эксперты в сфере регулирования деятельности такси из США и Европы, представители науки и отраслевые эксперты.

В рамках Конференции, в режиме форсайт-сессии, проведено рабочее совещание органов исполнительной и законодательной власти и экспертных групп на тему «Анализ и оценка регулирующего воздействия законодательных инициатив по регулированию деятельности такси на федеральном уровне и аспекты нормативно-правового регулирования в рамках полномочий субъектов РФ по организации транспортного обслуживания населения легковым такси».   

По итогам работы Международной Конференции принято решение рекомендовать: 

1. Правительству Российской Федерации: 

1.1       Рассмотреть возможность проведения Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации круглого стола «Основы государственной политики в сфере государственного регулирования деятельности такси и перевозок по заказу легковым коммерческим транспортом», с привлечением действующих отраслевых экспертных групп.

1.2       Рассмотреть возможность дать поручение федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутреннего автомобильного транспорта , провести анализ ситуации с реализацией государственного регулирования в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси и коммерческим легковым транспортом.

Обоснование в Приложении  № 1 

2. Министерству транспорта Российской Федерации: 

2.1 Вынести вопрос государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на очередную Коллегию Министерства транспорта Российской Федерации с целью включить в План работы Минтранса России, следующие вопросы:

2.1.1 О принятии ведомственного нормативно-правового акта – «Единой методике расчета тарифов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси», устанавливающую нормы затрат на обеспечение безопасности перевозки, технологических процессов производства таксомоторной услуги и диспетчеризацию, а также привязку тарифов к стоимости топлива.

2.1.2 Создать при Координационном совете представителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта при Министерстве автомобильного транспорта Российской Федерации Рабочую группу по развитию региональных систем таксомоторного обслуживания населения субъектов РФ.

2.2 Дать поручение исполнителю работ по государственной автоматизированной информационной системы ЭРА ГЛОНАСС, совместно с отраслевыми экспертами, подготовить предложения по использованию инфраструктуры системы для создания специализированной информационно-навигационной транспортной среды в целях организации региональных автоматизированных систем контроля и организации транспортного обслуживания населения легковыми такси. 

3. Комитету по транспорту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: 

3.1 Запланировать в осеннюю сессию 2014 года проведение Круглого стола по теме «Законодательное обеспечение деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и перевозке по заказу легковым коммерческим транспортом».

3.2 Обратить внимание на необходимость принятия  федерального закона по государственному регулированию рынка легкового такси и перевозок по заказам (под общим названием коммерческие перевозоки легковым транспортом), отвечающего современным условиям развития данного сектора и особенностям регионального развития и включающего в себя следующие вопросы:

3.2.1 О дополнении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, статьи 14.1.2, понятием «разрешение на деятельность такси», по аналогии с другими видами лицензируемого транспорта, установив тем самым ответственность фрахтовщиков легкового такси принимающих заказы фрахтователей с помощью любых видов связи за передачу заказа фрахтователя нелегалу.

3.2.2 О  внесении изменений в ст.9 Федерального закона №69-ФЗ

В связи с значительным различием дорожно-транспортной ситуации, потребностей населения и туристического потока в разных регионах России и, соответственно, необходимостью выработки и применения различных подходов в зависимости от потребностей и проблем конкретных территорий  к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации  предлагается отнести, в частности:

- установление дополнительных требований к автомобилям и водителям легкового такси, а также юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере таксомоторных перевозок;

- определение порядка выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение), а также оснований и порядка переоформления разрешений;

- установление цен (тарифов) на услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Также предлагается установить  возможность аннулирования разрешения на основании решения  уполномоченного органа в случае:

-  подачи лицом, которому было выдано разрешение, заявления о его аннулировании;

- не предоставления лицом, которому было выдано разрешение, в установленный  Федеральным законом 69-ФЗ срок подтверждения исполнения обязательства, установленного пунктом 2 и пунктом 3 части 1.2 статьи 9  Федерального закона 69-ФЗ;

- ликвидации юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- уклонения юридического лица или индивидуального предпринимателя от проверки;

- создания препятствий со стороны индивидуального предпринимателя или юридического лица, повлекших невозможность проведения или завершения проверки;

- в иных случаях установленных законом или иным правовым актом субъекта Российской Федерации .

3.2.3 Дополнить фразу ст.9, п.1 69-ФЗ «Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее – разрешение) выдается на срок не менее пяти лет» словами «, а в случае если транспортное средство используется на основании договора лизинга, договора аренды, либо нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, то на срок действия этих документов, но не более 5 лет».

Обоснование в Приложении № 2

3.2.4 О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 14.06.2012 года № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика», в части распространения его действия на фрахтовщиков легковых автомобилей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа по заказу.

3.2.5 Дополнить статью 11.18 КоАП РФ пунктом 5 «Отказ от оплаты услуг легкового такси» с наложением административного штрафа.

Обоснование в Приложении  № 3 

4. Российскому союзу автостраховщиков: 

4.1 Усилить контроль и надзор в страховой среде за субъектами деятельности, нарушающими федеральное законодательство, Устава РСА, правил профессиональной деятельности, обязательных для выполнения членами РСА в части добровольного согласия заключить договор страхования на автомобили такси.

4.2 Принимать оперативные решения, связанные с защитой прав автомобилистов, получающих отказы страховых компаний заключать договоры страхования с предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в сфере легкового такси и применять к ним следующие меры воздействия: финансовые санкции, исключение из членов Союза и др.

Обоснование в Приложении № 4 

5. Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации: 

5.1 Рассмотреть предложения профессионального и экспертного сообщества по структуре и содержанию региональной нормативно-правовой базы,  реализующей полномочия субъектов Российской Федерации по организации транспортного обслуживания населения легковым такси и осуществлению государственного регионального контроля.

5.2 Создать Общественные профессиональные советы при уполномоченных органах исполнительной власти в сфере такси субъектов Российской Федерации. 

6. Участникам Международной Конференции «Современное такси», некоммерческим объединениям бизнеса, профсоюзам и международным организациям: 

6.1 Направить эту резолюцию региональным уполномоченным по защите прав предпринимателей с просьбой передать информацию о проблемах профессионального сообщества Федеральному уполномоченному по защите прав предпринимателей.

6.2 Развивать координацию и взаимодействие профессиональных и экспертных структур путем создания совместных рабочих групп на разных уровнях.

6.3 Проработать возможность создания  единого социального ролика по вопросу безопасности перевозки в легальных легковых такси для размещения в федеральных СМИ.  

6.4 Принимать активное участие в международных и российских отраслевых мероприятиях и исследованиях. 

7. Координационному Совету профессиональных объединений такси: 

Организовать рабочую группу для подготовки тендерной документации с целью выбора стратегических партнеров по продукту "Такси Финанс", позволяющему таксомоторным компаниям централизованно обновлять свой подвижной состав.

 

          Приложение № 1

к Резолюции Международной Конференции

«Современное такси»

г.Новосибирск, 29-30 мая 2014 г

Обоснование п.1 

Рассмотрев ключевые вопросы регулирования, функционирования и возможных путей развития российских и международных рынков услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и перевозок легковым коммерческим транспортом, участники Международной Конференции, отметили следующее: 

Учитывая насущную необходимость как таксомоторной отрасли, так и государственных органов, принимающих решения в сфере организации рынка легковых пассажирских услуг, в рекомендациях по внедрению правил, касающихся ключевых аспектов функционирования таксомоторного сектора, включая доступ к профессии, доступ на рынок и работу диспетчерских служб такси, с целью воздействия этих факторов на качество предоставляемых услуг, считать целесообразным изучить сложившуюся ситуацию в области регулирования рынков таксомоторных услуг и перевозок по заказу легковыми автомобилями, проанализировав существующие в странах Европы и СНГ регулируемые, дерегулируемые и промежуточные системы, а также современные реалии и тенденции в отрасли.

         Основными факторами, оказывающими существенное влияние на развитие рынков таксомоторных услуг в современном постиндустриальном обществе, являются:

·        Широкая доступность легковых автомобилей и массовая автомобилизация населения;

·        Глобализация таксомоторного бизнеса и легковых перевозок на коммерческой основе;

·        Развитие информационных технологий, спутниковой навигации в автоматизации деятельности таксомоторных предприятий и диспетчерских центров;

·        Существенное увеличение транспортной мобильности населения.

         За последнее десятилетие, благодаря этим факторам, произошло существенное изменение технологий ведения таксомоторного бизнеса, связанное с повсеместным применением фактически нового способа мгновенной коммуникации между пассажиром и водителем – с помощью интернет-приложений. В Российской Федерации широкое развитие получило использование диспетчерскими службами программно-аппаратных комплексов приема-передачи заказов с использованием телефонной связи.

         Применение информационно-навигационных технологий позволило максимально сократить холостые пробеги транспортного средства.

         Кардинальные изменения процессов производства таксомоторной услуги практически привели к стиранию классических фундаментальных различий между секторами отрасли – такси по вызову и такси «на улице».

         Простота, легкость и минимальная себестоимость коммуникаций между пассажиром и водителем, привели к появлению нового типа диспетчерских центров в сети интернет, стремящихся к глобализации и охвату национальных рынков перевозок пассажиров легковыми автомобилями.

         Благодаря массовой автомобилизации и обеспечения средствами коммуникации населения, в бизнес-процессы коммерческой деятельности по перевозке пассажиров легковыми автомобилями повсеместно привлекаются частные лица, на которых не распространяются особые требования легкового такси и правила ведения бизнеса.

         Фактически, речь идет о развитии на автомобильном транспорте новой мировой тенденции - Share Economy (долевой экономики) иногда его называют коллаборативным потреблением. Под этим понятием понимается всевозможные виды совместного потребления, создаваемые на базе Интернет площадок, которые становятся, по сути, информационными сервисами (базами данных) позволяющими быстро связать «покупателя» услуги с «продавцом».

          Цель у данного бизнеса - совершить как можно больше операций между заказчиком и исполнителем. Для достижения этих целей информационным сервисам необходимо привлекать все больше и больше «продавцов» (исполнителей услуг). И их мало интересует качественный уровень, квалификация, легальность тех, кто предлагает свои услуги.

         Организаторы сервиса дистанцируют себя от услуги и от ответственности за последствия её оказания, что является абсолютно недопустимым в сферах, связанных с обеспечением безопасности людей.

         Существующие в настоящее время классические механизмы контроля соблюдения правил таксомоторной деятельности не могут обеспечить безопасность и качество оказываемых услуг, а также эффективность рынков такси.

         Таким образом, назрела объективная необходимость для пересмотра основных принципов регулирования деятельности такси и перевозок легковыми автомобилями по заказу.

         Ключевым вопросом на взгляд участников Международной Конференции, являются определение принципов деятельности и соотношения в отраслевых системах диспетчерских центров, как организаторов перевозки и источников информации.

         Необходимо выработать новые подходы для дальнейшего применения в отраслевом законодательстве, основанные на информационных технологиях, которые бы обеспечивали выполнение правил устанавливающих безопасность и качество услуг, предлагаемых на рынке и правил определяющих объем этих услуг.

         В Российской Федерации требуется юридическое признание такси общественным транспортом и принятие, в связи с передачей всех полномочий по регулированию деятельности такси субъектам РФ, стратегического документа – «Основ государственной политики в сфере организации деятельности такси в Российской Федерации».

 

         Участники Международной Конференции в ходе дискуссий и форсайт–сессии, обсудив проблемные вопросы системы регулирования деятельности такси и перевозок по заказу легковыми автомобилями в Российской Федерации, пришли к следующим выводам: 

Ряд проблем, выявившихся при реализации норм законодательства, регулирующего деятельность такси в РФ, имеют как общие, с другими странами причины, заключающиеся в устаревших принципах регулирования деятельности такси, так и связаны с несовершенной системой законодательства. Прежде всего, с неполноценным осуществлением субъектами РФ нормативно-правового регулирования при реализации полномочий по организации транспортного обслуживания населения легковым такси и осуществлению государственного регионального контроля.

         Причинами, по которым субъекты РФ не реализуют свои полномочия, заключаются в следующем:

·        Отсутствие на федеральном уровне органа исполнительной власти, отвечающего за координацию и методическое обеспечение регионального законотворчества в сфере такси;

·        Реализация данных полномочий осуществляется регионами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации;

·        Отсутствие правоприменительной практики, в особенности в части привлечения диспетчерских служб и интернет-приложений - фрахтовщиков легкового такси за передачу принятого к исполнению заказа физическим лицам, не имеющим разрешения  на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;

·        Административная ответственность за нелегальный извоз применяется исключительно к водителям, управляющим нелегальным транспортным средством.

Серьезной проблемой является вопрос тарифообразования. В существующих экономических реалиях региональных рынков таксомоторных услуг основными субъектами, устанавливающими уровень рыночных тарифов, являются диспетчерские службы, не имеющие собственных парков ТС. При этом они повсеместно позиционируют себя не фрахтовщиками легкового такси, а информационными службами, не несущими расходов и ответственности за процесс производства услуги по перевозке пассажиров. Соответственно, конкуренция идет исключительно на постоянное понижение цены за перевозку. Причем повсеместно тарифы находятся на уровне не позволяющем обеспечивать безопасность, качество и достойную оплату труда водителя. Операторы, несущие расходы на содержание парков и технологические процессы вынуждены в политике тарифообразования следовать за рынком в ущерб своей рентабельности и безопасности пассажиров. 

Следствием выше озвученных проблем является невыгодность осуществления деятельности такси по сравнению с перевозкой по заказу обычными легковыми автомобилями, к которым не предъявляются высокие требования и широкое повсеместное развитие нелегального извоза. 

Участники Международной Конференции отмечают, что в настоящее время, в условиях массового развития информационных технологий, большого количества субъектов предпринимательской деятельности, невозможно практически реализовать ни одно требование к субъектам предпринимательской деятельности, без отвечающих самым последним тенденциям государственных информационных систем, которые стали бы  технологической основой для изменения экономических условий на рынке таксомоторных перевозок.

         В этой связи целесообразно рассмотреть возможность применения инфраструктуры, вводимой в промышленную эксплуатацию с 1 января 2015 года государственной автоматизированной информационной системы ЭРА ГЛОНАСС, в качестве технологической основы – специализированной информационно-навигационной транспортной среды региональных автоматизированных систем контроля и организации транспортного обслуживания населения легковыми такси, объединяющей реестры выданных разрешений на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, информацию с бортовой аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленных на легковых такси, а так же информацию программно-аппаратных комплексов приема-передачи заказов легкового такси участников региональных рынков таксомоторных услуг. 

Приложение № 2

к Резолюции Международной Конференции

«Современное такси»

г.Новосибирск, 29-30 мая 2014 г

 

Обоснование п.п. 3.2.2 и 3.2.3 

Федеральным законом 69-ФЗ в статье 9, п.п.10-14 предусматривается возможность аннулирования выданных разрешений на деятельность такси по инициативе уполномоченных органов. Однако, текст закона целесообразно дополнить включением в перечень таких оснований, как уклонение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от проверки, а также воспрепятствование законной деятельности должностного лица, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки. Это связано с тем, что ситуации, когда предприниматели уклоняются от проведения проверки (при должном уведомлении) стали повторятся с завидной регулярностью, а штраф за такое правонарушение для проверяемого не ощутимый.

Также в причины аннулирования разрешений необходимо добавить возможность аннулировать их по инициативе предпринимателя в виде заявления по причинам «прекращение предпринимательской деятельности», «продажа/утрата/не использование автомобиля в качестве такси» без обращения уполномоченного органа в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения.

На данный момент в Российской Федерации выдано 485 000 разрешений, из них уполномоченными органами недействительными признано 85 000 разрешений. Однако, текст закона фактически не предусматривает принять решение об аннулировании по причинам, не прописанным в 69-ФЗ. Из-за этого в некоторых регионах практика «закрытия» разрешений отсутствует. Для примера – в Москве выдано более 43 000 разрешений, а аннулировано всего 15 (через обращения уполномоченного органа в суды). Очевидный факт, что в период с 2011 года, когда начался процесс выдачи разрешений, по середину 2014 года автомобили продавались (средний срок службы транспортных средств в таксопарке 3 года), попадали в ДТП, предприниматели закрывали ИП, заканчивались сроки действия договоров аренды, лизинга, доверенностей. Однако, в реестрах выданных разрешений, размещённых на официальных сайтах уполномоченных органов, документы всё ещё числятся действующими.

По информации информационно-аналитической службы Координационного Совета профессиональных объединений такси после проведённого тщательного анализа - количество не используемых разрешений в Российской Федерации составляет 48% от общего количества выданных разрешений. 

Приложение № 3

к Резолюции Международной Конференции

«Современное такси»

г.Новосибирск, 29-30 мая 2014 г

Обоснование п.3.2.5 

На данный момент КоАП предусматривает административное наказание для потребителей услуг, однако, на пассажиров такси физических лиц (фрахтователей) оно не распространяется, т.к. договор фрахтования заключается в устной форме. В случае, если фрахтовщик подаёт заявление в полицию или суд, то те в свою очередь отказываются принимать эти заявления по причине незначительного нанесённого ущерба.

В результате этого количество отказов от оплаты услуг такси увеличивается с каждым годом. Фрахтовщики несут убытки. В некоторых регионах назрела социальная напряжённость, доводящая фрахтовщиков от безысходности до нарушения действующего административного, а порой и уголовного законодательства. У всех на слуху недавние резонансные события в Нижнем Новгороде, где таксисты обливают неплательщиков зелёнкой, снимают на видео камеру, а кадры выкладывают в сеть Интернет для назидания пассажирам.  Зафиксированы случаи, когда к неплательщикам применяются и меры физического воздействия.

Введение административного наказания за отказ от оплаты услуг легкового такси позволит защитить права фрахтовщиков и снизит количество правонарушений с их стороны.

 

Приложение № 4

к Резолюции Международной Конференции

«Современное такси»

г.Новосибирск, 29-30 мая 2014 г

Обоснование п.4 

Участники Международной Конференции «Современное такси» обращают внимание исполнительной власти Российской Федерации на сложившуюся повсеместную практику страховых компаний в отказе оформлять полисы ОСАГО для автомобилей, осуществляющих деятельность такси. В результате этого владельцам автотранспорта приходится нести убытки из-за простоев транспортных средств, либо вынужденно идти на нарушение законодательства и оформлять полисы ОСАГО как на обычные машины. Таким образом, подобное отношение страховых компаний даёт очередное преимущество нелегальным перевозчикам и создаёт препятствия для работы легальных фрахтовщиков.


  taxilife в twitter 

МЕФТ-2017
 

Горячие новости такси

  Хочешь больше новостей? Жми! 
Рейтинг@Mail.ru