О первых советских водителях такси
Перед вами воспоминания одного из первых московских таксистов – Л.М. Савоева. Эти заметки он прислал в 2002 г. для музея из Бостона (США). В один из приездов в Москву Леонид Моисеевич посетил музей 19-го таксопарка и решил поделиться своими воспоминаниями о такси: В начале 30-х годов во всей нашей стране было всего несколько автошкол. В Москве, например, было две автошколы, одна из которых располагалась недалеко от моего дома на 1-й Мещанской улице. Тогда автомобилей в Москве почти не было, и стать шофером в ту пору было почетно и престижно. Я решил поступить на курсы шоферов.
В июле 1930 года я получил водительские права, а в сентябре началась моя работа в качестве шофера в 5-м грузовом автопарке на Новорязанской улице, дом 27 (там, где теперь автобусный парк). Легковых машин в парке было три, две из которых марки «Ситроен». На маленьком двухместном «Ситроене» довелось работать мне. В то время шоферы получали замечательную спецодежду: кожаные куртки, кожаные краги, шлемы, меховые шубы, валенки, летние костюмы и т.д. Должен сказать, что работа шофера была трудной физически. Стартеры у большинства машин отсутствовали, и двигатели приходилось заводить ручкой, тормоза были примитивные, на тягах, гидравлики на машинах еще не было, покрышки зачастую были изношенные, а запчастей не хватало. А какие ужасные были дороги, покрытые булыжником! Я помню Москву без единой асфальтированной улицы, кроме Петровки. Тверская, Мясницкая, Кузнецкий мост были покрыты брусчаткой. Бывало, приходил с работы с отбитой печенкой. Тогда я был молод и остро ощущал необходимость учиться, а чтобы совмещать работу с учебой решил поступить в такси – ведь там шоферы работали через день, да и заработок был повыше, особенно с учетом «чаевых». В октябре 1931 года я поступил на рабфак и перешел работать в 1-й таксомоторный парк. Что представляло собой московское такси 30-х годов? Это были довольно изношенные «Рено», «Форды», «Штееры» и «Фиаты». Мне особенно хорошо запомнились «Штееры» - кузов «кабриолет», открывающийся верх, откидывающаяся «баранка»… К 1932 году в такси остались только «Форды» и «Рено». Первый таксомоторный парк обосновался на Крымской набережной, 14. У нас было 250-300 «Фордов», прозванных таксистами «сороки» за двойную серо-синюю окраску, и несколько меньшее количество «Рено» - за скошенную форму капота «окрещенных» «утюгами». Шашечки на автомобилях-такси появились, как я помню, в 1948 году. Оплата за проезд была потарифная – если сел один пассажир, на счетчике включался первый тариф, если более одного – включался второй, а с 12 ночи до 6 утра действовал третий тариф, независящий от числа пассажиров. У нас был план – 120-130 платных километров, а холостой пробег не должен составлять более 10 %. В 1934 году в Москве на пересечении Петровки и Кузнецкого моста установили первый светофор – четырехгранный фонарь с циферблатом с каждой стороны, разделенным на четыре сектора – зеленый и красный (по 140 градусов каждый) и две желтые боковинки (по 40 градусов). По циферблату двигалась одна стрелка. Если она на зеленом поле – можно ехать, если на красном – стоишь, а на желтом – внимание! Бензоколонок тогда не было. Мы заправляли машины из бочек, и много бензина проливалось на землю. Первая бензоколонка появилась рядом с нашим таксопарком – в Бабьегородском переулке, кажется, в 1932 или 1933 году. В 1934 году Горьковский завод выпустил первые советские легковые автомобили ГАЗ-А, а уже в 1935 году они поступили в наш таксопарк. Приятно вспомнить, что мне одному из первых доверили новый автомобиль. В начале 30-х годов в Москве, в Георгиевском переулке, появилась первая диспетчерская, принимавшая вызовы такси на дом. Диспетчерская представляла собой небольшую комнату, стол, несколько стульев, два телефона. По одному телефону диспетчер принимал вызов, а по другому звонил пассажиру и сообщал номер выехавшей к нему машины. Вызов стоил два рубля. Интересно, что прообраз сегодняшних «маршруток» появился еще в 1933 году. На шасси грузовых ГАЗ-АА устанавливались небольшие кузова, и эти маленькие автобусы связывали город с подмосковными поселками, например, Красную Пресню с Красной Пахрой или поселки на Щелковском шоссе с Преображенской заставой. В начале 1933 года мне самому довелось поработать несколько месяцев на таких машинах. Автомобиль, на котором работали мы со сменщиком, числился за 4-й колонной, начальником которой был Сергей Иванович Богомолов –хороший эксплуатационник, порядочный человек, чуткий и внимательный к молодым водителям. А внимания к себе водительский состав требовал большого. Машин в то время было немного, а жители города уже почувствовали удобство такси, и спрос на быстрый и недорогой вид транспорта возрастал. Появились злоупотребления и, как следствие, жалобы пассажиров. В 1934 году в газете «Известия» появился фельетон М.Кольцова под названием «Три дня в такси». Переодевшись водителем и сев за руль такси, журналист собрал всю негативную информацию «изнутри» и выплеснул ее на страницы газеты. Тогда этот фельетон вызвал много шума. В середине декабря 1934 года в нашем таксопарке состоялось собрание по выборам депутата Моссовета. В те времена по Конституции 1924 года депутаты избирались на общих собраниях открытым голосованием. Я, как и другие работники парка, пришел на это собрание. Каково же было мое удивление, когда председатель собрания предложил избрать депутатом Моссовета от 1-го таксомоторного парка комсомольца Леонида Савоева, то есть, меня! Так я, двадцатидвухлетний парень из простой рабочей семьи, к тому времени водитель такси 1-го класса и студент 2-го курса вечернего отделения МАДИ, получил мандат депутата Моссовета от 1-го таксомоторного парка. Прошли годы. Была работа в Моссовете, затем учеба во Всесоюзной Правовой Академии, фронт, а после войны – опять учеба, уже в Военно-юридической Академии, и работа юриста. Прожита интересная, трудная и насыщенная жизнь, у меня двое детей и трое внуков, и я благодарен московскому такси за путевку в жизнь, полученную в 1-м таксомоторном парке.
Давыдов Михаил Иванович
Один из первых российских шоферов. Основатель династии московских таксистов. Сын, Давыдов Иван Михайлович, прошёл путь от водителя до главного инженера 18 ТМП.
Галерея советских таксистов
Источник: http://www.vektaxi.ru/ |