О первых такси ЯкутскаЯрослав Арбугин вспоминает о первой службе такси в Якутске.
В послевоенные годы распределение транспорта, а также расчеты себестоимости автоперевозок и годовые финансовые планы утверждались Министерством автотранспорта РСФСР, в виде народно-хозяйственного плана. Согласно этому плану в 1950 году Якутской Республиканской транспортной конторе государство выделило 4 новых автобуса ЗиС-155 и 4 легковых таксомотора ГАЗ-М20 «Победа». Таксомоторный парк Якутска в тот год состоял из одного легкового ГАЗ-М1 и пикапа ГАЗ-4. Кроме этих машин, было около 50 грузовиков ЗиС-5 и ГАЗ-АА, которые возили пассажиров по районам республики. Люди заранее покупали билеты на определенный день и ехали в кузове на деревянных лавках. В начале января 1952 года из Москвы были отгружены еще 6 легковых такси «Победа». С их прибытием количество такси стало 10. Со следующего 1953 года «Победы стали завозить постоянно, и таксомоторный парк города стал активно работать. Однако увеличение числа машин привело к тому, что зимой их негде было ставить. У Автотранспортной конторы начались проблемы, связанные с отсутствием теплых гаражей. Если летом грузовой и легковой таксомоторный парк успешно справлялся с перевыполнением плана и другим показателям работы, то с наступлением зимы, когда увеличивается спрос населения на услуги транспорта, автопарк начинал работать плохо. Только треть машин находилась в теплых гаражах, остальные же приходилось на ночь морозить под открытым небом, а каждое утро «кострить» и заводить буксиром. На это водители тратили очень много времени, допускался пережёг горючего и выход машин из строя. Чтобы улучшить ситуацию, было решено с ноября 1954 года перевести парк на двухсменную работу. Это дало возможность в каждый бокс ставить две машины попеременно и производить тут же ремонт. Но мера эта была временной – требовалось построить гараж на 50-75 мест. Кроме того, капитальный, средний и текущий ремонты машин производились вручную. Управление автохозяйства и шоссейных дорог при Совмине ЯАССР уже несколько лет не могло достроить авторемонтные мастерские. Снабжение автопарка также страдало отсутствием запчастей: подшипников, радиаторов, аккумуляторов и электрооборудования. Трудности 1950-ых К 1956 году пополнение автобазы новым транспортом привело к тому, что на обширном дворе под снегом скопилось множество годных к эксплуатации машин разных марок и типов, ждущих очереди для ремонта в гаражах. Первые два месяца этого года работники пассажирского автохозяйства отметили неприятными итогами – план по перевозкам не дотягивал до необходимого уровня. Начальник конторы Коршунов объяснял это тем, что машины есть, запчасти и резина есть, но план трещал по швам, потому что конторе в план зачислили новые автомашины, которых тогда еще не было - они были в пути в Якутск. Автохозяйство в это время насчитывало 34 такси, из которых 20 марта вышли на работу 11 машин. Невыход остальных начальник объяснил нехваткой шоферов. На самом же деле такси и автобусы попросту простаивали во дворе под забором. Горожане тоже жаловались на работу такси и автобусов. Много писем приходило в редакцию газеты «Социалистическая Якутия», из которых некоторые опубликовали, а остальные отправляли для ознакомления начальнику автотреста Коршунову. Жаловались на то, что диспетчерская у столовой №3 не работала, здесь не всегда можно было застать машину, а если пассажирам повезет, то водитель отдавал предпочтение тем, кто мог занять машину на длительное время. Ночью, когда рейсовые такси стояли в гараже, пассажиров обслуживала лишь одна дежурная машина. Результатом стало общее собрание работников предприятия, на котором обсудили недостатки в работе. Был намечен ряд мероприятий, направленных на улучшение работы автобусного парка и такси. По линии администрации водитель такси Скипин за допущенную аварию был отдан под суд и осужден. Водитель автобуса Зеленков за появление на работе в нетрезвом виде и за присвоение выручки был уволен. За допущенные аварии и систематическое нарушение трудовой дисциплины уволены водители автобусов Суранов и Вихрянов, а также водители такси Кучинский, Маханов, Мацкевич, Калугин и Тараканов. В целях производительного использования автомобилей введена двухсменная работа автобусов, установлено дежурство по регулированию движения автобусов и контролю за работой кондукторов и шоферов такси. Решили установить на конечных остановках схемы маршрутов, тарифы стоимости проездов, рекламы о пользовании легковыми и грузовыми такси. К этому времени легковые такси работали уже не только в городе, но и развозили людей по райцентрам. Но этого транспорта, само собой, было мало. Поэтому в феврале 1956 года жители Горного района, которые уже давно просили организовать автобусное движение между Бердигестяхом и Якутском, обратились в Совмин Якутии и Якутский автотрест, чтобы хотя бы раз в неделю отправлялся автобус. У легковых такси стоимостью за рейс была 600 рублей. Служащих, колхозников и учащихся района такая плата не устраивала. Для выезда в район в поисках попутных машин, им приходилось тратить много времени и нередко переплачивать. От Победы до Сферы Летом 1957 года в Якутск привезли партию новых такси ГАЗ-21 «Волга» с большими хромированными звездами на передней облицовке. Постепенно шла замена старых машин новыми. В 1962 году старые «Победы» полностью списали, а часть после капремонта продали в частные руки. Такси ГАЗ-21 на долгие годы стала основной в таксомоторных парках страны. На заводе она выпускалась как отдельная модификация со встроенным таксометром и раздельным передним сидением. Правое пассажирское сиденье - универсальное, оно раскладывалось и образовывало горизонтальную площадку для размещения груза, не поместившегося в багажнике. Раскладывать и складывать сиденье водитель мог непосредственно со своего места. Задняя левая дверь была оборудована замком, предотвращающим открывание двери изнутри салона. Эти автомобили стали главными героями во многих известных советских фильмах. С 1971 года началось следующее обновление таксопарков на новую модель «Волги» ГАЗ-24. Именно с нее основным цветом такси стал желтый, а на крыше появился так называемый оранжевый «гребешок». Начиналась новая эпоха, продлившаяся почти 20 лет. В этот период работа в такси изменилась, как изменилась и страна и жизнь в целом. В таксопарки пришло новое поколение, работа была достаточно денежная, и брали туда не всех, в основном по блату или знакомствам. Директором якутского таксопарка долгое время был Серебренников Михаил Афанасьевич. Личность очень характерная для своего времени. Начинал он водителем ещё на «Победах», потом примерно до конца 80-ых был директором. Шоферы его очень уважали, он всех держал в «ежовых рукавицах». Если кто-то из них приходил небритым, директор не допускал его до работы, пока не побреется. Однажды случилась авария, кто-то по-пьяни перевернул ГАЗ-24. Крыша сложилась по стойкам, двери мятые. Директору ничего не сказали, зная, что всем достанется за это. Вечером машину загнали в ремонтный бокс и за ночь восстановили кузов. Утром туда зашёл Михаил Афанасьевич, увидел свежепокрашенную машину, понял, что произошло, молча посмотрел на всех, и сказал выезжать на линию. В конце 80-ых и первой половине 90-ых таксопарк состоял из «Волг» ГАЗ-24-10 и 31029. Но дела шли всё хуже, постепенно развивались частные службы, которые работали оперативнее, не зависели от государственного финансирования. Последняя попытка сохранить таксопарк в виде муниципальной компании «Сфера» долго не продержалась. Источник: http://www.nvpress.ru/ |